Сто лет полетов
На этой неделе страна празднует сразу две даты: 15 февраля — День вывода советских войск из Афганистана и 23 февраля — День защитника Отечества. Среди жителей Новой Москвы немало военных, в том числе служивших в Афганистане.
О том, как проходила служба в этот период и о профессии военного вообще, мы узнали у гвардии майора запаса Владимира Цыганова, который в совокупности со своими родственниками налетал сто лет.
Прадед летал еще в Первую мировую. Дедушка — более 20 лет преподавал в Вольском авиационном училище, а отец налетал на боевых «вертушках» 44 года. С детства маленький Володя мечтал только о профессии летчика.
В 1979 году с отличием окончил 1-е Харьковское военное авиационно-техническое училище, был распределен в Закарпатский военный округ. А в 1987-м Владимир прибыл в Афганистан, где как старший бортовой техник-инструктор вертолета Ми-8 осуществил более 370 боевых вылетов.
— Мы держали весь юг Афгана, чтобы душманам не поставляли оружие из Пакистана и Ирана. Воздушной разведкой с рассветом летали с десантниками по районам, искали склады, караваны. Под обстрелом забирали раненых и привозили боеприпасы, — рассказывает Владимир Цыганов.
За выполнение сложных боевых операций в Афганистане Цыганов получил орден «Красная звезда».
Приходилось и взлетать под плотным огнем, и ночевать в пустыне.
— Однажды я вылетел как спасатель, — у сослуживца вертолет сломался. Вечером сняли неисправные детали, утром нам привезли новые, к обеду собрали и улетели.
Как-то я сам сел на вынужденную посадку. Чтобы не потерять машину, мы с десантниками охраняли ее целую неделю в пустыне, пока не прилетели специалисты, — продолжает Цыганов.
На долю летчика выпала и Чечня, где была заслужена медаль Нестерова, потом служба в Польше и Германии. В 2002 году — увольнение в запас, но что творится в небе, Владимиру по-прежнему интересно.
— Сейчас в России создан новый вид Вооруженных сил — Воздушно-космические войска. Это правильно: все, что летает, должно быть в одних руках. Мои коллеги, с кем я воевал в Афганистане, служат и по сей день.
Они получают новую технику, новые задания. Как в Сирии, где опытные экипажи делают свое дело, и я могу только пожелать им удачи.