Спасительная «пешка»
Самый массовый бомбардировщик Великой Отечественной войны — Пе-2. Его создал авиаконструктор Владимир Петляков. В поселении Внуковское одна из улиц носит его имя. А в 30 минутах езды от нее живут его родственники — племянница Раиса Александровна Киреева и внучка Маргарита Лысаченко. Они и рассказали корреспондентам «НО» всю правду о жизни своего известного деда и дяди.
Игра на опережение
Сердце Петлякова билось так, как будто сейчас выпрыгнет. Он стоял на балконе Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) и ждал, когда над ним пролетит его недавно сконструированный самолет… Он и станет для Петлякова ключом к свободе. По крайней мере, так говорил Берия: «Твой самолет в производство — выходишь из тюрьмы».
Над ним он работал целый год. В тюрьме по ночам не переставал производить расчеты, делать чертежи. Щадить себя он не видел смысла.
Истинной причины ареста Петляков за три года заключения так и не узнал. Тогда, в 1937-м, его обвиняли во вредительстве: мол, чертежи нового самолета были сданы им с большой задержкой. Намекали и на то, что он имел дело с иностранцами, передавая чертежи самолетов. Петляков ничего не мог возразить. Все «факты» были против него. Чтобы родных не вызывали на допросы, он подписал обвинение. А теперь надеялся вернуться домой.
— Нет, Берия не мог обманывать, — думал Владимир Михайлович, пристально вглядываясь в небо.
Он нервно ходил, потом останавливался, снова начинал расхаживать по балкону… Да! Наконец-то, летит!
— Спасительная «сотка» (так назвали его самолет. — «НО»), — сказал себе Петляков, наблюдая, как истребитель с каждой секундой становится все ближе и ближе.
Рассматривая «детище», Владимир Михайлович думал только об одном: скоро домой. Он уже представил, как поцелует свою любимую Машеньку, крепко обнимет детишек — Галю и Мишу, брата, сестер, племянников, маму. Конечно, теперь все будет иначе. Не лучше, но и не хуже…
— Стоп, что-то не так, — опомнился Петляков, вглядываясь в самолет.
Истребитель пролетел так быстро, что Владимир Михайлович не сразу понял, в чем дело.
— Шасси! Летчик Стефановский забыл убрать шасси! — схватился за голову Петляков. — Все пропало…
Неубранные шасси могли повредиться во время полета, да и скорость вместе с ними самолет набирал на порядок ниже. Иными словами, такой просчет считался браком. Но ничего сделать было уже нельзя. Самолет летел прямиком на Красную площадь. Сегодня, 1 Мая, на параде его увидит не только товарищ Сталин, но и два генерала нацистской Германии, два французских представителя, атташе Великобритании и Японии.
…Владимира Петлякова не выпустили. Не было в этом ни вины Берии, ни злосчастных шасси. Высотный истребитель был выполнен блестяще: набирал высоту 12 километров, летел со скоростью 535 километров в час. Такого было не сыскать во всем мире. Но после испытаний он оказался никому не нужен. Советско-финская война показала: необходим совсем другой самолет — пикирующий бомбардировщик… Петлякову условия поставили все те же: хочешь на свободу — конструируй новую машину! Вот только времени отвели совсем немного — полтора месяца. И задание дали сразу троим: ему, Андрею Туполеву и Владимиру Мясищеву. На волю выйдет только один из них. Петляков опередил всех.
Двери тюрьмы закрылись...
— Родные скажут, что я был как будто не в тюрьме, а на курорте, — подумал Владимир Михайлович, когда его наконец-то отпустили из «обезьянника» (так называли заключенные ЦАГИ после того, как его превратили в тюрьму).
Петляков вышел из тюрьмы действительно поправившимся и как будто «свеженьким». Его кормили четыре раза в день, а перед освобождением отвезли в ателье и пошили новые рубашку и брюки. Случайный прохожий никогда бы и не подумал, что последние четыре года этот плотный, коренастый человек провел в тюрьме.
Владимир Михайлович сел в машину и в последний раз взглянул на знакомые окна. Он вспомнил, как 19 лет назад впервые зашел сюда. Он никогда бы не подумал, что из ЦАГИ могут сделать настоящую тюрьму. Здесь он начертил схему своего первого самолета, а потом с блеском защитил ее на выпуске из Московского высшего технического училища. Здесь же познакомился с авиаконструктором Андреем Туполевым, который стал не только его старшим коллегой, но и настоящим другом.
Тогда, в начале 1920-х, Москва только начала узнавать Владимира Петлякова. Он приехал из Таганрога. Все детство и юность работал не жалея себя, чтобы прокормить семью. Ради нее он бросил техническое училище, где заслушивался лекциями Николая Жуковского. Устраивался на одну работу, бросал, переезжал в один город, другой… В Первую мировую войну вытачивал корпуса трехдюймовых снарядов, потом работал на фарфоровом заводе, а вскоре вернулся в родной Таганрог к семье, устроился на железную дорогу, сделав хорошую карьеру.
А потом все-таки рискнул — и снова поехал в московское училище, став через два года инженером-конструктором в ЦАГИ. С тех пор ни один самолет Андрея Туполева не обходился без чертежей Петлякова. Они были идеальными, а самолеты — необычайно красивыми. Хотя до Владимира Михайловича и предположить никто не мог, что эти «железные птицы» могут так выглядеть.
Он совершенно не обижался, когда раз за разом его машины выходили под аббревиатурой АНТ (Андрей Николаевич Туполев). Не гнался за славой и признанием. Он хотел лишь одного — перевезти свою семью из Таганрога в Москву и найти ту единственную, которая станет для него всем.
…Марию и Владимира свел все тот же Туполев, сам того не желая. Хотел познакомить Петлякова с ее сестрой, но тому понравилась Мария. Они полюбили друг друга с первого взгляда. А Туполев… Андрей Николаевич еще долго не сводил с нее глаз. Но не стал мешать их маленькому семейному счастью.
Все могло быть иначе
Владимир Михайлович еще долго думал, что теперь будет. На первый взгляд дома все было хорошо. Вот только за его пределами с семьей никто старался не общаться. После освобождения Петляков оказался для всех врагом народа. Друзья и знакомые обходили его стороной.
Да и Туполева он вряд ли мог бы теперь считать своим другом. Находясь за решеткой, они стали соперниками. На сколько Андрей останется в тюрьме, никто не знал.
— А ведь Микоян (Анастас Микоян — нарком внешней и внутренней торговли СССР. — «НО») намекал остаться в Америке. Он все знал, а я так и не понял… — подумал Владимир Михайлович, а потом махнул рукой. — Все могло быть совсем иначе. Но в Америке...
За несколько месяцев до ареста Петляков с Микояном были в США. Владимира Михайловича там снова встречали как короля авиации. А Микоян не мог сказать напрямую, что скоро и за одним из самых известных авиаконструкторов мира приедет «черный воронок». Но Петляков совершенно не чувствовал опасности.
Сначала за решетку попал Туполев, а вскоре Владимир Михайлович — его заместитель — и большинство инженеров. Полгода их держали в Бутырской тюрьме, потом Берия перевел их в отдельное конструкторское бюро, приставив к ним НКВД. А в 1939-м их перевели в родное здание ЦАГИ на улице Радио. Стране нужны были новые самолеты. Сделать их, кроме этих «изменников» родины, не мог больше никто.
Затишье
Владимир Михайлович продолжал работать. Пока Туполев находился в тюрьме и разрабатывал будущий Ту-2, Петлякова назначили главным конструктором авиационного завода. В декабре впервые взмыла в небо его спасительная «пешка» (так в Красной армии назвали его самолет Пе-2, сконструированный во время ареста). А в марте, всего через девять месяцев после освобождения, он одним из первых в стране получил Сталинскую премию, которую раздал своим помощникам-сокамерникам. Родные узнали об этом только после его смерти.
Он не переставал говорить своим, что, выйдя из ненавистного «обезьянника», все равно остается за решеткой. За ним не прекращали следить, а на заводе его везде сопровождали чуть ли не с винтовкой. Шаг в сторону — и он снова пленник. И никакая благодарность товарища Сталина его не спасла бы.
За пять месяцев до начала войны советские заводы выпустили 306 самолетов Пе-2. А когда немецкие войска нападали на Союз, Петляков лично занимался эвакуацией авиазавода из Филей в Казань и следил за производством «пешек».
Он негодовал, злился и время от времени сам показывал, как нужно собирать пикирующий бомбардировщик. Опытных рабочих всех забрали на фронт. И Петляков остался один с совсем необразованными помощниками. Летом 1941-го освободили и Туполева. С него сняли все судимости, а он начал думать, где сможет наладить производство своего Ту-2.
Машина не пощадила создателя
Можно ли это считать местью за лишний год за решеткой или нет, сказать сложно. Но сначала Петляков не поверил слухам о закрытии производства Пе-2 в Казани. На смену им должны были прийти машины Туполева. Андрея Николаевича категорически не устраивал предоставленный ему авиазавод в Омске. Видите ли, там слишком долго собирают один самолет. То ли дело — в Казани…
В декабре 1941-го он вместе со 120 инженерами приехал на завод, который уже почему-то считал своим, зашел в кабинет к Петлякову... Что творилось за его дверями, слышали чуть ли не все рабочие.
— Вовка, уходи с моего завода! — кричал Туполев, не стесняясь нецензурных выражений.
А через несколько минут громко хлопнул дверью. Петляков вышел из кабинета очень бледный, попросил связать его с Алексеем Шахуриным (нарком авиационной промышленности. — «НО».).
— Все будет хорошо. Все наладится, — повторял он про себя. — Но как, как успел Туполев перехватить целый авиазавод?..
Шахурин велел Петлякову срочно приехать в Москву. Но выезд Петлякову задержали до января. Не было самолета. Один улетал в Сталинград, взять другой — не разрешил директор авиазавода. Единственный выход — две готовые «пешки», которые должны были вылететь на подмосковный аэродром Монино.
11 января вылет снова отложили. В новых Пе-2 обнаружили дефекты. На следующий день их устранили. А полный осмотр самолетов так и не провели.
...Петляков прошел по заснеженному аэродрому.
— Владимир Михайлович, наденьте парашют, — сказали рабочие аэродрома.
Но Петляков наотрез отказался.
— Грош мне цена, если главному авиаконструктору придется прыгать из своей машины, — сказал он, сев в «пешку».
Самолет взлетел. Спустя полчаса круто развернулся на 180 градусов, словно поворачивая обратно, а потом... загорелся и резко пошел на снижение. Полет длился всего 35 минут.
…Сталин долго изучал дело о гибели Владимира Михайловича. А когда узнал о его конфликте с Туполевым, схватил трубку и набрал номер.
— Убирайся в Омск и не показывайся! — отрезал он.
Истинную причину крушения Пе-2 с его же создателем на борту до сих пор никто не узнал. А самолеты Петлякова после его смерти продолжили летать по Советскому Союзу и Европе. Всего их выпустили более 11 тысяч.