Среда, 23 апреля 2025, 07:35
Облачно С Прояснениями 17°

Опросы

Красная горка — древнерусский праздник, который отмечается в первое воскресенье после Пасхи и считается одним из важных народных праздников весны. Знаете ли Вы, как еще называют этот праздник?

Загрузка ... Загрузка ...
Цитата дня
 Площадь двухэтажного детского сада, расположенного на пересечении улиц Александры Монаховой и Эдварда Грига, составляет свыше 2,7 тысячи квадратных метров. Учреждение после завершения строительных работ передали в столичную систему образования.
Площадь двухэтажного детского сада, расположенного на пересечении улиц Александры Монаховой и Эдварда Грига, составляет свыше 2,7 тысячи квадратных метров. Учреждение после завершения строительных работ передали в столичную систему образования.
Заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов.
26 июля 2019 года. Киевский. Александр Никитин. Фото: Виктор Хабаров

Сохраняя дух старины

26 июля 2019 года. Киевский. Александр Никитин. Фото: Виктор Хабаров
26 июля 2019 года. Киевский. Александр Никитин. Фото: Виктор Хабаров

Поселок Киевский — это поселок железнодорожников. Эти люди привыкли к шуму составов, мелькающим вагонам, запаху товарного поезда. И первое воскресенье августа — их профессиональный праздник.

В начале 70-х в поселке Киевский жили только рабочие, которые строили самую крупную станцию в Центральной России — «Бекасово-Сортировочная».

Постепенно сюда начали приезжать железнодорожники со всей страны. За работу здесь им обещали квартиры. Только предупреждали: первое время придется ютиться в вагонах и на время забыть о комфорте. Жить в вагонах зимой было невыносимо — холодно. Печки не спасали. Угля практически не было, а если он и появлялся, то «незаметно» растаскивался соседями.

Магазинов, больниц, детских садов в Киевском на тот момент тоже не было. За одеждой и продуктами приходилось ездить в Москву. Создавалось впечатление, что железнодорожники живут как будто на острове, цивилизация на который, казалось, дойдет еще не скоро.

— Это сейчас на станции шикарное депо, в поселке — магазины, многоэтажки, — вспоминает один из самых уважаемых жителей поселка, Александр Дмитриевич Никитин. — А раньше…

26 июля 2019 года. Киевский. Александр Никитин работал Машинистом на станции. Фото: Виктор Хабаров
26 июля 2019 года. Киевский. Александр Никитин работал Машинистом на станции. Фото: Виктор Хабаров

Здесь он живет с начала 80-х. Прогуливаясь по Киевскому, кажется, и не верит, что поселок так изменился. Хотя все проходило на его глазах — открывались магазины, в 2000-х строилась поликлиника, а станция становилась все лучше.

Сюда Никитин попал уже будучи машинистом с хорошим стажем. И на работу, наверное, его могли бы принять везде, вот только он решил изменить свою жизнь полностью и переехать в Киевский. Так началась и новая история машиниста Никитина.

О «Бекасово-Сортировочной» он узнал случайно. Проживая еще в Куйбышевской (с 1991 года Самарской. — «НО») области, выписывал «Гудок» — главную газету железнодорожников. Там и прочитал, что на станцию нужны работники.

Без железной дороги жизнь он не представлял. В детстве, когда ходил на рыбалку, не мог оторвать взгляд от поездов.

Через речку Кинель шла часть Транссибирской магистрали, а по ней гудя двигались паровозы. В такие моменты Александру хотелось бросить удочку и сделать все, лишь бы оказаться там, в кабине машиниста. Любоваться на железную дорогу, смотреть, как леса и поля сменяют друг друга, слушать стук колес о рельсы…

После переезда в Киевский жизнь его стала действительно налаживаться. Дали квартиру (по счастливой случайности Александру Никитину не пришлось жить в старых холодных вагонах), он продолжал работать машинистом, строить карьеру, а потом встретил любимую женщину. Все было как в кино: он привел поезд на станцию Куйбышев, пошел к дежурному и увидел ее. Вроде бы и уезжал он из родного города за новой жизнью все для него только начиналось.

— Так в нашей профессии бывает частенько, — говорит Никитин. Времени свободного у нас не так много. Только жаль, что истории, которые сейчас вспоминаются, не все такие светлые.

Диспетчеры следят за ситуацией на железной дороге. Фото: Виктор Хабаров
Диспетчеры следят за ситуацией на железной дороге. Фото: Виктор Хабаров

Нам кажется, что поезда, железная дорога — что-то романтичное. А ведь те, кто работает на ней каждый день, не замечают романтики. Им приходится быть предельно внимательными, потому что от их работы зависит чья-то жизнь.

Это была обычная рабочая поездка. Таких у Александра Никитина были сотни. Но одну он вспоминает до сих пор.

— Машинистам выдают листок, в котором указано, с какой скоростью поезд должен двигаться. Обычно в этих местах есть люди, — говорит Никитин.

Он проехал место работ и уже хотел прибавить скорость, как вдруг заметил человека на путях. Тот абсолютно не обращал внимания на движущийся на него поезд, а сигнала машиниста совсем не слышал.

— Это такая профессиональная деформация. Звуки сливаются в голове, и если ты слышишь сигнал поезда, думаешь, что это не тебе, — поясняет Никитин.

Он понял, что парень так и не заметит его, и остановил состав. Выскочил из кабины и подбежал к путейцу.

— Парень постоял секунду — да как рванул вдоль леса, — смеется Никитин.

Чего испугался путеец? Опасности уже не было, а вот если бы Никитин доложил о случившемся, то парня могли и премии лишить. За двадцать лет работы Никитин повидал многое. И тяжелобольных пришлось до ближайшей станции довозить, и груз из развалившегося по пути вагона собирать, разве что роды принимать ему не довелось.

— К счастью, — смеется Никитин. — А ведь у коллег и такое бывало. Сложно это, конечно. Но все равно, когда работать перестаешь, обратно тянет. Тем более сейчас, когда все такое новое и современное. Хотя…

На станции в Киевском сохранилась пневмопочта, которой пользовались здесь со дня основания. Всему виной большая протяженность станции — 18 километров. Доставлять документы пешком неудобно. Легче отправить их «по воздуху», опустив в специальную трубу.

— Вот так, — смеется Александр Никитин. — Хоть в вагончиках уже никто не живет, а все равно осталось здесь что-то от старого поселка. И хорошо, потому что иногда важно сохранить дух старины.

 

Новости партнеров