Воскресенье, 23 февраля 2025, 19:57
Ясно -5°

Опросы

23 февраля отмечают День защитника Отечества. Какая из школ, названная в честь героя войны, находится не в ТиНАО?

Загрузка ... Загрузка ...
Цитата дня
— Пернатый мир Москвы хранит в себе кладезь биоранообразия. Нас очень радуют редкие виды. Они становятся символами нашей работы
— Пернатый мир Москвы хранит в себе кладезь биоранообразия. Нас очень радуют редкие виды. Они становятся символами нашей работы
Даниил Давыдов, главный специалист отдела мониторинга биоразнообразия столичного ведомства.

Слет черных «Чаек»

27 августа 2023 года. Рязановское. Фото: пресс-служба Музея-заповедника «Остафьево» — «Русский Парнас».

Музей-заповедник «Остафьево» — «Русский Парнас» на день превратился в музей отечественного автопрома. Сюда слетелись легендарные «Чайки» — ГАЗ-13 и ГАЗ-14. Еще несколько десятилетий назад эти машины возили министров, послов и знаменитостей. Теперь они обычные ретроэкспонаты.

Черные «Чайки» и сейчас выглядят дорого-богато, а усадебный дом на фоне придает машинам еще больше статусности. Правда, раньше увидеть эти автомобили было не так-то просто. Посмотреть на них вблизи — еще сложнее. На улице без дела они никогда не стояли, а были рабочими лошадками высокого (но не высшего) руководства страны. И купить их, понятное дело, было просто невозможно.

Машина сама нашла хозяина

Правда, шанс прокатиться на легендарной «Чайке» во времена СССР у простых смертных все-таки был. Но с одной оговорочкой: человек должен был работать в соответствующем ведомстве. Роман Пиняев, который приехал в «Остафьево» в качестве руководителя клуба любителей машин «Чайка», как раз из таких.

Во времена СССР эти машины были исключительно служебными. А теперь они оказались на выставке в музее-заповеднике «Остафьево» — «Русский Парнас». Фото: пресс-служба Музея-заповедника «Остафьево» — «Русский Парнас».

— В начале 1990-х я работал в Министерстве иностранных дел, и меня как молодого сотрудника отправили в аэропорт встречать делегата, прилетевшего из-за границы, — вспоминает Роман Пиняев.

Важных персон он встречал дважды. В первый раз для этого ему дали 14-ю «Чайку», во второй — ЗИЛ, машину куда более статусную.

А спустя годы Роман и сам стал счастливым обладателем легенды отечественного автопрома.

Долго ее искал, но в итоге она сама нашла меня, — рассказывает Роман, открывая дверь своего авто.

— Продавали ее буквально в соседнем дворе, она несколько лет стояла в гараже. Оказалось, что в последние годы на ней ездил ректор Российского православного университета, а до него она служила в Министерстве обороны. «Чайка» 1985 года рождения и сейчас выглядит как новенькая. О том, что это не хорошая подделка под ретро, а подлинник, говорит даже запах старины. Внутри все сделано аккуратно. На заднем стекле и по бокам — белые шторы. Вместо задних сидений — небольшой диван, аккуратные подлокотники со встроенной пепельницей и системой управления радио. Простые, но изящные ручки, дополнительные часы

Автолюбитель Игорь Анисимов. Фото: Владимир Смоляков, «Вечерняя Москва»

Правда, людям высокого роста ездить за рулем не очень-то удобно. Все дело в том, что салон разделен перегородкой. С одной стороны к ней прикреплены два откидных места. А с другой — водительское и пассажирское сиденья. Регулироваться они почти не могут, потому что позади них — стенка.

— Мой рост 188 сантиметров, — говорит Роман Пиняев.

 — Был бы я хотя бы 175 — чувствовал бы себя за рулем гораздо лучше. Но ездить можно. Но, вполне вероятно, чтобы избежать проблем со спиной, водителей в спецавто подбирали нужного роста и комплекции.

Нужно знать теорию

Кстати, если вы тоже захотите купить себе такой ретроавтомобиль, без теоретической подготовки в него лучше не садиться. «Чайка», хотя и «автомат», но ее коробка передач по виду больше напоминает ту, что установлена на «механике». Она даже управляется поособому. А стояночный тормоз — или, как в народе его называют, «ручник» — здесь управляется ногой! И расположен он внизу, слева от педали тормоза. Так что неопытный автолюбитель, садясь за руль «Чайки», без подсказки вряд ли сможет тронуться с места. В остальном — ко всему можно привыкнуть. Сильных отличий нет.

Руководитель клуба владельцев авто -мобилей «Чайка» Роман Пиняев за рулем своего ретроавто. В его машине даже сохранился телефон спецсвязи. Фото: Владимир Смоляков, «Вечерняя Москва»

Кстати, в машине Романа даже сохранилась спецсвязь. Прямо возле коробки передач лежит телефонная трубка. Сейчас, конечно, с ее помощью никуда не дозвониться, зато раньше она неплохо заменяла мобильный телефон.

— Сколько стоит такая машина? — размышляет Роман.

 — Всегда по-разному. От миллиона до нескольких. Правда, есть серьезное «но». Зачастую такие машины попадаются покупателям не в лучшем состоянии. И восстановление «Чайки» может оказаться в разы дороже, чем ее стоимость на рынке.

— Мне, к счастью, восстанавливать ничего не пришлось. А вот ремонтом я занимался лет пять, — говорит Роман.

Годы поиска

Горшколепова своя коллекция ретроавто. 14-я «Чайка», 1984 года рождения, тоже в числе экспонатов. Ее он искал долго. В итоге обнаружил лишь на юге страны.

— Как я узнал, эта машина обслуживала один из домов отдыха, а что было дальше, история умалчивает, — рассказывает Олег.

Кстати, если вы тоже захотите купить себе такой ретроавтомобиль, без теоретической подготовки в него лучше не садиться. Фото: пресс-служба Музея-заповедника «Остафьево» — «Русский Парнас».

— Да и, честно вам сказать, найти нормальную «Чайку» в хорошем состоянии очень сложно. За 10 лет я смог отыскать только две. Первую машину искал года четыре. Объездил все, даже до Петрозаводска доехал. Но только на картинке они были хороши. На деле — нет.

 Кстати, по словам коллекционера, такую машину уже в стране не найти. Зато если вы по счастливой случайности являетесь владельцем раритета, пусть и не в очень хорошем состоянии, восстановить автомобиль можно.

— И сейчас для этого самое подходящее время, — считает Олег.

 — Открыли несколько больших складов с тех времен с оригинальными запчастями. Правда, их стоимость может вас разочаровать.

 Машина-обманка

Несмотря на обилие «Чаек», которые собрались в «Остафьеве», особенно выделяется одна машина — черная «Волга». Кажется, что здесь она оказалась случайно. Да и на вид ничего такого, что сильно выделяло бы ее на фоне ГАЗ-14 и ГАЗ-13.

— Но это машина-загадка, — так называет свое авто Игорь Чернышев.

Вся фишка «Волги» в ее «обычности». Таких машин в СССР сделали очень мало.

— Да еще и таким образом, чтобы ни вы, ни я, встретив ее на улице, не поняли, что внутри, — рассказывает Игорь.

А внутри черной «Волги» скрывается самая настоящая «Чайка». Тот же мотор, та же коробка передач, гидроусилитель руля.

Внутри черной «Волги» скрывается самая настоящая «Чайка». Фото: пресс-служба Музея-заповедника «Остафьево» — «Русский Парнас».

— Это было сделано для того, чтобы она тайно могла сопровождать машины дипломатов, шпионов, — говорит Игорь.

 Иногда такие автомобили специально выдавали за такси, чтобы не привлекать лишнего внимания.

— При этом ездили они так же, как все «Чайки», спокойно развивали скорость до 120 километров в час, — говорит Игорь.

— А теперь загляните в салон.

На вид — снова ничего необычного. Привычная механическая коробка передач. Перед водительским сиденьем три педали — сцепление, тормоз и газ.

— Но это только на первый взгляд. Человек, который заглянет внутрь через стекло, реально подумает, что это простой автомобиль. Но стоит нажать на тормоза, и станет понятно: двигается он вместе со «сцеплением», — показывает Игорь.

Таких спецавтомобилей было выпущено всего 2500 штук. Сегодня они встречаются еще реже, чем «Чайки».

— Мне машина досталась в плохом состоянии. Пришлось восстанавливать все, от мотора до кузова, — говорит Игорь.

— Но ничего, машина уже лет десять меня радует. И, я уверен, будет радовать. В противном случае зачем нужны мы, автолюбители.

ЦИФРА

9,02 рублей — за такую цену в 2019 году продавался автомобиль ГАЗ-14 «Чайка», который был подарен на юбилей генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу. По данным СМИ, в 2021 году это же авто уже перепродавали в Германии за 10,7 миллиона рублей.

Новости партнеров