Слет черных «Чаек»
Музей-заповедник «Остафьево» — «Русский Парнас» на день превратился в музей отечественного автопрома. Сюда слетелись легендарные «Чайки» — ГАЗ-13 и ГАЗ-14. Еще несколько десятилетий назад эти машины возили министров, послов и знаменитостей. Теперь они обычные ретроэкспонаты.
Черные «Чайки» и сейчас выглядят дорого-богато, а усадебный дом на фоне придает машинам еще больше статусности. Правда, раньше увидеть эти автомобили было не так-то просто. Посмотреть на них вблизи — еще сложнее. На улице без дела они никогда не стояли, а были рабочими лошадками высокого (но не высшего) руководства страны. И купить их, понятное дело, было просто невозможно.
Машина сама нашла хозяина
Правда, шанс прокатиться на легендарной «Чайке» во времена СССР у простых смертных все-таки был. Но с одной оговорочкой: человек должен был работать в соответствующем ведомстве. Роман Пиняев, который приехал в «Остафьево» в качестве руководителя клуба любителей машин «Чайка», как раз из таких.
— В начале 1990-х я работал в Министерстве иностранных дел, и меня как молодого сотрудника отправили в аэропорт встречать делегата, прилетевшего из-за границы, — вспоминает Роман Пиняев.
Важных персон он встречал дважды. В первый раз для этого ему дали 14-ю «Чайку», во второй — ЗИЛ, машину куда более статусную.
А спустя годы Роман и сам стал счастливым обладателем легенды отечественного автопрома.
Долго ее искал, но в итоге она сама нашла меня, — рассказывает Роман, открывая дверь своего авто.
— Продавали ее буквально в соседнем дворе, она несколько лет стояла в гараже. Оказалось, что в последние годы на ней ездил ректор Российского православного университета, а до него она служила в Министерстве обороны. «Чайка» 1985 года рождения и сейчас выглядит как новенькая. О том, что это не хорошая подделка под ретро, а подлинник, говорит даже запах старины. Внутри все сделано аккуратно. На заднем стекле и по бокам — белые шторы. Вместо задних сидений — небольшой диван, аккуратные подлокотники со встроенной пепельницей и системой управления радио. Простые, но изящные ручки, дополнительные часы
Правда, людям высокого роста ездить за рулем не очень-то удобно. Все дело в том, что салон разделен перегородкой. С одной стороны к ней прикреплены два откидных места. А с другой — водительское и пассажирское сиденья. Регулироваться они почти не могут, потому что позади них — стенка.
— Мой рост 188 сантиметров, — говорит Роман Пиняев.
— Был бы я хотя бы 175 — чувствовал бы себя за рулем гораздо лучше. Но ездить можно. Но, вполне вероятно, чтобы избежать проблем со спиной, водителей в спецавто подбирали нужного роста и комплекции.
Нужно знать теорию
Кстати, если вы тоже захотите купить себе такой ретроавтомобиль, без теоретической подготовки в него лучше не садиться. «Чайка», хотя и «автомат», но ее коробка передач по виду больше напоминает ту, что установлена на «механике». Она даже управляется поособому. А стояночный тормоз — или, как в народе его называют, «ручник» — здесь управляется ногой! И расположен он внизу, слева от педали тормоза. Так что неопытный автолюбитель, садясь за руль «Чайки», без подсказки вряд ли сможет тронуться с места. В остальном — ко всему можно привыкнуть. Сильных отличий нет.
Кстати, в машине Романа даже сохранилась спецсвязь. Прямо возле коробки передач лежит телефонная трубка. Сейчас, конечно, с ее помощью никуда не дозвониться, зато раньше она неплохо заменяла мобильный телефон.
— Сколько стоит такая машина? — размышляет Роман.
— Всегда по-разному. От миллиона до нескольких. Правда, есть серьезное «но». Зачастую такие машины попадаются покупателям не в лучшем состоянии. И восстановление «Чайки» может оказаться в разы дороже, чем ее стоимость на рынке.
— Мне, к счастью, восстанавливать ничего не пришлось. А вот ремонтом я занимался лет пять, — говорит Роман.
Годы поиска
Горшколепова своя коллекция ретроавто. 14-я «Чайка», 1984 года рождения, тоже в числе экспонатов. Ее он искал долго. В итоге обнаружил лишь на юге страны.
— Как я узнал, эта машина обслуживала один из домов отдыха, а что было дальше, история умалчивает, — рассказывает Олег.
— Да и, честно вам сказать, найти нормальную «Чайку» в хорошем состоянии очень сложно. За 10 лет я смог отыскать только две. Первую машину искал года четыре. Объездил все, даже до Петрозаводска доехал. Но только на картинке они были хороши. На деле — нет.
Кстати, по словам коллекционера, такую машину уже в стране не найти. Зато если вы по счастливой случайности являетесь владельцем раритета, пусть и не в очень хорошем состоянии, восстановить автомобиль можно.
— И сейчас для этого самое подходящее время, — считает Олег.
— Открыли несколько больших складов с тех времен с оригинальными запчастями. Правда, их стоимость может вас разочаровать.
Машина-обманка
Несмотря на обилие «Чаек», которые собрались в «Остафьеве», особенно выделяется одна машина — черная «Волга». Кажется, что здесь она оказалась случайно. Да и на вид ничего такого, что сильно выделяло бы ее на фоне ГАЗ-14 и ГАЗ-13.
— Но это машина-загадка, — так называет свое авто Игорь Чернышев.
Вся фишка «Волги» в ее «обычности». Таких машин в СССР сделали очень мало.
— Да еще и таким образом, чтобы ни вы, ни я, встретив ее на улице, не поняли, что внутри, — рассказывает Игорь.
А внутри черной «Волги» скрывается самая настоящая «Чайка». Тот же мотор, та же коробка передач, гидроусилитель руля.
— Это было сделано для того, чтобы она тайно могла сопровождать машины дипломатов, шпионов, — говорит Игорь.
Иногда такие автомобили специально выдавали за такси, чтобы не привлекать лишнего внимания.
— При этом ездили они так же, как все «Чайки», спокойно развивали скорость до 120 километров в час, — говорит Игорь.
— А теперь загляните в салон.
На вид — снова ничего необычного. Привычная механическая коробка передач. Перед водительским сиденьем три педали — сцепление, тормоз и газ.
— Но это только на первый взгляд. Человек, который заглянет внутрь через стекло, реально подумает, что это простой автомобиль. Но стоит нажать на тормоза, и станет понятно: двигается он вместе со «сцеплением», — показывает Игорь.
Таких спецавтомобилей было выпущено всего 2500 штук. Сегодня они встречаются еще реже, чем «Чайки».
— Мне машина досталась в плохом состоянии. Пришлось восстанавливать все, от мотора до кузова, — говорит Игорь.
— Но ничего, машина уже лет десять меня радует. И, я уверен, будет радовать. В противном случае зачем нужны мы, автолюбители.
ЦИФРА
9,02 рублей — за такую цену в 2019 году продавался автомобиль ГАЗ-14 «Чайка», который был подарен на юбилей генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу. По данным СМИ, в 2021 году это же авто уже перепродавали в Германии за 10,7 миллиона рублей.