Следы старинного тракта
На итоговой краеведческой конференции «Изучение истории поселений ТиНАО» историк и краевед из поселения Филимонковское Дмитрий Юрков (на фото) рассказал об исследовании старой Каменской дороги, которая когда-то проходила по территории нынешних ТиНАО.И, если бы сохранилась, могла бы быть еще одной транспортной артерий Новой Москвы наряду с Киевским и Калужским шоссе.
Много столетий назад Каменская дорога вела из Москвы к берегам реки Нары, в село Каменское — стратегический опорный пункт на границе Московского княжества. Село известно историкам благодаря тому, что в нем сохранился древнейший каменный храм в регионе. А вот с дорогой дело обстояло сложнее.
Известно, что по этой дороге шли войска Девлет-Гирея во время набега крымских татар на Москву в 1571 году. Возможно, Каменка была задействована еще и во время татарского набега Едигея в 1408 году, но на этот счет известно только про отдельные населенные пункты вдоль дороги, подвергнувшиеся разорению. По Каменке происходило передви жение отдельных отрядов интервентов, самозванцев и правительственных сил в Смутное время. В частности, именно в районе переправы Каменки через речку Незнайку находится одно из двух предполагаемых мест стоянки войск Михаила Скопина-Шуйского, которыми Москва прикрывалась от наступающего со стороны Калуги Лжедмитрия II в 1608 году.
Столкновения происходили здесь даже через несколько лет после избрания Романовых. Например, в 1618 году правительственный отряд, посланный в дозор по Каменской дороге, наткнулся в районе Лукино (ныне Новофедоровское) на несколько сотен вооруженных литовцев и был вынужден отступить. После чего царские войска еще долго и безуспешно прочесывали Каменку, Боровку и Калужку в поисках противника.
Еще один исторический факт, связанный с Каменкой, — отступление французов из Москвы в 1812 году. По данным краеведа Сергея Санкова, полученным из французских источников, по Каменке двигался конно-егерский полк наполеоновской армии. Многие деревни, расположенные вдоль дороги, были разорены. В метрических книгах ближайших сел упоминаются крестьяне «на брани убиенные». Вероятно, были столкновения жителей с французами. В Саларьеве, через которое проходила Каменка, стоит памятник жителям, погибшим во время французской оккупации осенью 1812-го.
В 2016 году краеведы ТиНАО сделали первую попытку отыскать следы древней дороги на местности. Следы были найдены, причем по историческим меркам они оказались совсем свежими. Заросшие просеки, насыпи, выемки, аллеи, броды — подобные объекты попадались постоянно и в точности совпадали с материалами межевых описаний XVI–XVII столетий. Затем в архивах были найдены редкие карты и ранее неизвестные отчеты дорожных комиссий, где описывался «грунтовый тракт Каменка». Удалось установить, что загадочная средневековая дорога активно использовалась местными жителями вплоть до самой Революции. Причем ее маршрут за все известное время сохранялся почти без изменений. А в 2017 году группе исследователей удалось впервые за последнее столетие пройти по всей исторической трассе Каменки.
Было установлено, что общая протяженность дороги превышала 70 километров, из них примерно 50 приходилось на территорию ТиНАО. Отчетливые следы Каменского пути обнаружены в поселениях Московский, Сосенское, Филимонковское, Первомайское и Новофедоровское. А в нескольких деревнях были записаны воспоминания старожилов о неком «прямом тракте на Москву», про который они якобы слышали в детстве.
В 1930-х годах из-за появления параллельного Киевского шоссе не было смысла возобновлять использование зарастающей Каменки. Однако в наше время благодаря расширению масштабов дорожного строительства некоторые автомагистрали на перспективных планах развития ТиНАО пролегли как раз по историческому маршруту Каменского пути. Например, новая трасса Саларьево — Марьино практически полностью повторяет очертания забытой средневековой дороги.