Следим за качеством
В Новой Москве развернуто строительство самых разных объектов: современных магистралей, станций метрополитена, домов, производств, медучреждений, детсадов, школ, центров спорта и культуры. Каждая площадка находится под контролем Мосгосстройнадзора. Председатель комитета Игорь Войстратенко (на фото) рассказал, как город следит за реализацией проектов.
Игорь Михайлович, сколько объектов на контроле Мосгосстройнадзора?
Около 2,6 тысячи объектов капитального строительства на данный момент. Инспекторы окружных управлений ежедневно проводят десятки проверок самых различных зданий и сооружений от жилых домов, поликлиник, школ, спортивных и культурных комплексов до строящихся дорог, станций метро и Московских центральных диаметров. Справляться с нагрузкой нашим специалистам помогают новые технологии. К примеру, мы запустили проект по обучению работе с BIM-моделями. В ближайшем будущем инспекторы смогут указывать на цифровой модели поднадзорного объекта выявленные в ходе проверок нарушения. Таким образом строительные компании наглядно понимают, что, где и как им необходимо устранить.
Как осуществляется проверка наземных и подземных объектов?
Инспекторы Мосгосстройнадзора выезжают на строительную площадку, где производят осмотр строящегося или реконструируемого здания или сооружения. В проверках участвуют специалисты подведомственного нам «Центра экспертиз, исследований и испытаний в строительстве» (ГБУ ЦЭИИС). Эксперты оценивают качество возведенных конструкций с помощью специального оборудования на месте либо отбирают пробы стройматериалов для анализа в лабораторных условиях. Сотрудники комитета запрашивают необходимую техническую документацию, чтобы проверить, соответствуют ли выполненные работы утвержденному проекту. В обязательном порядке контролируют безопасность на стройплощадке. Человеку, не работающему в сфере строительства, может быть непонятно, зачем уделять внимание правильному складированию и хранению строительных материалов. Однако на практике из-за нарушения требований могут загореться легковоспламеняющиеся материалы, тяжелые конструкции могут упасть и нанести травмы рабочим. Процедуры проверки наземных и подземных объектов аналогичны, поскольку у наших инспекторов выработан алгоритм, позволяющий комплексным образом оценить сооружение. Различия заключаются лишь в типах работ, поскольку технология строительства под землей имеет свои особенности. К примеру, особого контроля требуют буровзрывные работы, которые проводятся при проходке подземных выработок. Поскольку метро строится под уже существующей застройкой, инспекторы осуществляют постоянный мониторинг состояния зданий и сооружений.
Стало ли меньше проверок и так называемого давления на бизнес, о котором периодически слышим?
Мы ориентируемся на профилактику нарушений, а не на количество выписанных штрафов. За пять месяцев текущего года количество проверок сократилось почти на треть. При этом в 2022-м мы провели уже около 2,6 тысячи профилактических мероприятий и зафиксировали сокращение числа выявленных нарушений более чем на 20 процентов. Таким образом, административное давление на застройщиков снижается, при этом мы по-прежнему осуществляем необходимый надзор за качеством строительства.