Скорбят Гардемарины
7 мая в Троицке на 85-м году жизни ушла Нина Соротокина. Она была автором книги «Трое из навигацкой школы», по мотивам которой снят сериал «Гардемарины, вперед!».
Она мечтала стать писательницей. Или актрисой... но родители были категорически против. Отец настаивал на том, чтобы девочка получила нормальную профессию. Получила. Стала инженером по строительству гидросооружений... Да же в аспирантуру поступила и писала работу на тему «Водопровод в условиях вечной мерзлоты». Но душа-то просила другого. Творчества.
Начала писать небольшие рассказы. В никуда. Точнее, как это принято говорить: в стол. Но и этого было мало. Начала посещать семинары при Союзе писателей, где ее заметил Юрий Нагибин. Юрий Маркович взял шефство над молодой писательницей. Советовал, учил, помогал. И Нина решилась написать роман. Исторический. И приключенческий. И политический. Название родилось само собой: «Трое из навигацкой школы». Почему трое? Как потом объяснила сама Соротокина, слава «Трех мушкетеров» не давала покоя. Нет, она тогда не думала о публикации, об издании книги со своим именем на обложке. Писала для сыновей, чтобы было что почитать на ночь. И дети, и Нагибин рукопись оценили, а вот муж — нет. «Извини, — говорил он, — но мой любимый писатель не Соротокина, а Свифт!»... Обида на родного человека осталась навсегда. Нина Матвеевна считала, что именно это и сыграло основную роль в том, что они с мужем расстались.
Когда роман был полностью готов, вылизан, отшлифован, Соротокина отнесла его в издательство. В одно, другое, третье. Везде отказ. И в дело вновь вмешался всемогущий Нагибин. Произведение приняли в печать.
Казалось бы, самое время успокоиться и почивать на лаврах. Но нет. Нина Матвеевна решилась на очередную авантюру: позвонила режиссеру Светлане Дружининой и предложила снять «Гардемаринов». Как ни странно, но режиссер согласилась почитать книгу, хотя об авторе, конечно, ничего не слышала. Соротокина принесла ей рукопись и приготовилась ждать новостей. И они пришли: в квартире Дружининой случился пожар. В огне погибло многое, но не рукопись о гардемаринах! Это явно был знак. Дружинина решила снимать фильм!
Начался новый период в жизни Нины Матвеевны: написать сценарий гораздо сложнее, чем книгу. Ей помогали и Дружинина, и Нагибин. Работали сутками напролет. А потом она уехала на съемки, ведь надо было проследить, чтобы все было в порядке. И вновь переписывали сценарий. Прямо на площадке. Она с головой уходила в работу, не обращая внимания на ироничные взгляды мужчин. Да, как ни удивительно, но ни Боярский, ни Евстигнеев, ни Харатьян, ни Жигунов не воспринимали фильм как серьезную работу. Шутливо говорили, мол, две бабы что-то там ваяют про XVIII век... А потом грянул успех. Да такой, что никто его и не ожидал. Те же самые Харатьян и Жигунов навсегда стали «гардемаринами»... Те времена Нина Матвеевна всегда считала самыми счастливыми в своей жизни. «Стыдно сказать, ведь для женщины нет ничего счастливее рождения детей, а для меня... работа над фильмом», — говорила она потом в интервью.
«Гардемарины» не принесли Нине Соротокиной несметных богатств и всенародной славы. Кто ж помнит автора сценария? И тем не менее имя ее вписано в историю отечественного кино.
В последние годы Нина Матвеевна жила в Троицке. Тихо и скромно, хотя и стала почетным жителем. Общалась и со Светланой Дружининой, которая сегодня вновь снимает «гардемаринов». На сей раз в Крыму. И с Сергеем Жигуновым, который мечтал возродить и переснять самых первых «гардемаринов».
Соболезнования
ДМИТРИЙ ХАРАТЬЯН, актер:
— Это мама гардемаринов. Если бы не она, не было бы ни этих героев, ни этого романа, ни этой темы в кинематографе. Нужно отдать ей должное, потому что она, так же как Александр Дюма своих мушкетеров, произвела на свет эту неразлучную троицу — Александра Белова, Никиту Оленева и Алешу Корсака. Она приезжала на съемочную площадку, она была откровенна, доброжелательна и очень добродушна. Она была очень теплый человек, как мама: всех оберегала, ни с кем не ссорилась. Я отношусь к ней как к матери. И она ровесница моих родителей. Еще и родилась первого января, а я 21-го… Наверное, существует какая-то мистика. У меня, например, есть дома портрет Корсака из фильма. И он вдруг этой ночью упал. Обычно такие вещи не бывают случайно. Я еще и думал, чего он вдруг упал?.. Я потерял кинематографическую маму.
СЕРГЕЙ ЖИГУНОВ, актер:
— Нина Матвеевна… Я с ней очень много общался, особенно в прошлом году. Она была очень трогательной женщиной, искренне относящейся к профессии и очень талантливой, потому что она сумела придумать вот эту, казалось бы, незамысловатую историю. Но ее повторить не удается. Снимается огромное количество исторических фильмов, но никто не может добраться до этой простоты и увлекательности, которой удалось достичь Нине Матвеевне. Это бестселлер. Сколько лет картине, а она остается одним из самых известных фильмов отечественного производства. Так дальше и будет. Как отнеслась к ремейку? Обрадовалась… Всячески пыталась помогать, мы с ней многое обсуждали. Я много раз собирался снять продолжение, но по разным причинам этого не сделал. И теперь, когда возникла идея ремейка, она говорила, что готова помогать. Как раз вот после майских праздников я собирался звонить ей...
ВЛАДИМИР СТЕКЛОВ, актер:
— Очень сложным оказывается 2019 год. Уход Нины Матвеевны большая трагедия как для каждого из нас, так и для всей российской культуры. Последний раз мы виделись на программе «Звезды сошлись». Она достойно несла свой возраст и всегда прекрасно выглядела.