Сказочных дел мастер
Многие помнят яркие иллюстрации к русским сказкам. Кто-то до сих пор хранит книжки с цветными рисунками, выполненными настолько детально, что разглядывать их можно часами. Но мало кто знает, что иллюстрации к нашим любимым сказкам рождались в Воронове. Их автором стал Владимир Рогачев (на фото).
Здесь он жил с 70-х годов прошлого века, а ушел из жизни совсем недавно — в 2016 году, навсегда забрав с собой и секрет создания полюбившихся нам героев. Как жил и творил художник, «НО» узнали, поговорив с его сыном Олегом Рогачевым.
Потомственный казак
— В повседневной жизни он был аскетом, самостоятельным и самодостаточным. Доброжелательным, но с обостренным чувством справедливости. Чаще всего — решительным. Решения принимал быстро. Как потомственный казак, мог рубануть прямо в лицо все, что думает, — вспоминает Олег Рогачев своего отца.
В действительности Владимир Рогачев не был похож на человека, образ которого возникает сам собой, если посмотреть на его работы. Добрый сказочник — про него это лишь отчасти.
— В малознакомых компаниях он обычно жался в уголке, — рассказывает Олег Рогачев. — Звание заслуженного художника получил только в 75 лет, поскольку по кабинетам не ходил.
Зато с друзьями-коллегами был всегда открыт и щедр. С ними он мог обсуждать свои творческие работы. А вот с семьей — никогда. И даже сказок своим детям он не рассказывал. Хотя был не против посвятить им часть своей жизни.
Уволен из издательства за прямоту
Характер художника был очень непрост. Однажды его даже уволили из издательства. А все из-за того, что несправедливости Владимир Рогачев никогда не терпел.
— На озере Иссык-Куль, у села Комсомол (ныне Булан-Сегетту), у издательства, где худредом работал Владимир Рогачев, была база отдыха. Туда в короткий летний сезон на одну-две недели заезжали сотрудники и члены их семей, — рассказывает сын художника. — И в один из августовских дней 1969 года на базу за отдыхающими приехал издательский ПАЗик. В него под завязку загрузились женщины и дети. Из мужчин были только водитель и мой отец. И все бы ничего, если бы на обратном пути водителю не поручили заехать в соседнее село за одним писателем.
Казалось бы... писатель. Человек благородной профессии. Вот только от благородства на тот момент в нем мало что осталось. Заметно перебрав со спиртным, тот стал скандалить и требовать, чтобы весь автобус подождал, пока ему приготовят еду и ОН отобедает!
Рогачев долго думать не стал. Высказал все, что думает о «великом писателе» и, взглянув на пассажиров ПАЗика, сказал водителю уезжать.
— Спустя несколько дней этот киргизский «писатель», чья фамилия оканчивалась не на «...беков» или на «...баев», а на «...кулов» (признак происхождения из самых низов), накатал жалобу, и отца уволили с работы, — вспоминает его сын.
Но художник о своем поступке нисколько не жалел. Поступить по справедливости было для него важнее должностей и наград. А оспаривать решение и пытаться восстановить справедливость он не стал. Никогда не обивал пороги кабинетов начальников.
Спасался работой
Вороновская земля встретила его обширными полями, лесными далями и удивительными пейзажами. Правда теплого киргизского солнышка здесь явно не хватало. А еще связей и коллег-художников, с которыми он так любил собираться за одним столом и обсуждать знаменитых зарубежных мастеров.
Спасение он находил в работе. Мог просиживать за ней часами, склонившись над низким письменным столом в своей квартире в поселке ЛМС, дымя болгарской сигаретой. К тому же новые и незнакомые места не могли не привлекать. Так появились картины «Тишина», «Начало мая в Вороново», «Утро в лесу», «Весна воды». А после открытия в 1975 году Вороновской картинной галереи получилось наладить связи и творческие контакты. После чего постепенно начали появляться гравюры наших сказок. Несколько для «Конька-горбунка», знаменитые «Гуси-лебеди» и плачущая Аленушка и другие.
С момента приезда в Вороново начинается совсем новый этап его жизни, за 25 лет он успевает поработать с издательствами и оформить 10 книг, создать шесть эстампов (гравюр) детских сказок и семь про- изведений графики.
— Многие из них я не видел, поскольку «домой» приезжал из Москвы даже не каждую неделю. Сказки — лишь часть его работ. Их он уважал за итоговую справедливость, за победу добра. И, кажется, за то, что в станковой графике можно «похулиганить», вставить какие-то «фишечки», стать в какой-то степени соавтором, - рассказывает сын художника.
Уже в XXI веке художник стал дарить свои работы музеям и галереям. Увидеть их можно в том числе и Третьяковке, а если в «старую» Москву ехать совсем не хочется, то и у нас, в Воронове.