Сила плаката
Музей истории усадьбы Александрово-Щапово в поселении Щаповское хранит не только воспоминания о ее владельцах. Здесь собраны подлинные плакаты времен Великой Отечественной войны. В преддверии Дня защитника Отечества «НО» поговорили с заместителем директора музея Ладой Платоновой о том, что такое военный плакат и было ли в нем место шутке.
Плакаты выпускали десятками тысяч практически ежедневно. Их ждали миллионы людей по всей стране. Эти, на первый взгляд, рисунки заменяли картины, радио и в некоторой степени даже иконы. А немецкое командование и вовсе приводили в бешенство настолько, что министр немецкой пропаганды Йозеф Геббельс заочно приговорил тех, кто работал в Окнах ТАСС (серия агитационных плакатов времен Великой Отечественной войны, выпускаемая Телеграфным агентством Советского Союза. — «НО») к смертной казни через повешение!
— Плакаты стали популярны не случайно. Далеко не везде было радио. В то время как плакаты передавались по всей линии фронта и даже на оккупированные территории. Так люди, которые жили в деревнях, занятых немцами, узнавали последние новости с фронта и убеждались: нужно сражаться с врагом, несмотря ни на что, — говорит заместитель директора Музея истории усадьбы Александрово-Щапово Лада Платонова.
Родина-мать зовет!
Когда перепуганная Тамара ворвалась в мастерскую мужа, художника Ираклия Тоидзе, с криком «война», мужчина испугался не на шутку. Тот страх, то замешательство, что было на лице супруги, на миг заставило мужчину и самого впасть в некий ступор. А затем сказать жене слова совершенно неожиданные: «Стой так и не двигайся».
Взявшись за карандаш, Тоидзе стал делать набросок рисунка, который впоследствии стал самым
популярным плакатом времен войны. А Тамара Тоидзе, сама того не подозревая, оказалась образом Родины-матери, изображения которой висели везде: на всех призывных пунктах, железнодорожных станциях, заводах...
— Когда местные жители уходили из своих деревень, ожидая подхода немцев, старались забирать «Маму» (так называли плакат) с собой, — рассказывает Лада Платонова.
А еще «Родину-мать» печатали в небольшом формате, размером почти что с книжную закладку. И многие фронтовики хранили этот образ в кармане гимнастерок.
Почти иконы
Исследователи постоянно сравнивают образ Родины-матери с Богородицей, несмотря на то, что Советский Союз, как известно, был страной атеистической. Но, что интересно, художники того времени часто прибегали к приемам иконописцев.
Например, Николай Жуков и Виктор Климашин осенью 1941-го создали плакат «Отстоим Москву».
Советское правительство даже не пожалело денег на его распространение, отпечатав изображение тиражом в сто тысяч экземпляров. И это в то время, когда Гитлер чуть ли не из бинокля смотрел на кремлевские звезды.
— Что характерно для такого военного плаката, так это выход героя за рамки картины. С одной стороны кажется, что солдат, изображенный на плакате, и сам рвется в бой. А с другой, именно к такому приему прибегали иконописцы, — говорит Лада Платонова.
Историческое возрождение
По военным плакатам можно узнать о том, как шли дела на фронте. Вот, например, до 1943-го (года коренного перелома) чаще всего выпускались серьезные, с трагическим акцентом. Ситуация была настолько непростой, что советское правительство даже разрешило изображать на плакатах известных полководцев.
— Ведь многие исторические факты замалчивались, — считает Лада Платонова
Но в Великую Отечественную войну нужно было поднимать боевой дух, поэтому с плакатов на советских граждан стали смотреть Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, которые освободили Москву от поляков во время смуты, Александр Суворов, который прославился тем, что не проиграл ни одной битвы.
— Особенно часто на плакатах можно было увидеть образ Александра Невского. Во-первых, он тоже боролся с немцами. Во-вторых, выиграл, несмотря на то, что находился в меньшинстве. Поэтому смысл таких плакатов был один — победили они, победим и мы, — говорит Лада Платонова.
Главная немецкая буква
Меньше в первые годы войны было плакатов сатирических, в которых художники хоть и насмехались над врагом, но делали это осторожно. Пока советские войска отступали, ситуация на фронте редко давала поводы для шуток. Поэтому плакаты чаще всего высмеивали образ самого немца. Неприятеля зачастую изображали пьяницей или лохматым чудовищем, не вызывающим ничего, кроме насмешки и отвращения.
А один из самых оригинальных плакатов принадлежит художнику Дмитрию Моору, который быстро понял, что объединяет немецкое командование...
— И это — буква «Г». Поэтому и решил изобразить на одном плакате четыре главных немецких «Г» — Геббельса, Гиммлера, Геринга и Гитлера, специально выделив покрупнее эти заглавные буквы. А дальше читатель сам может дополнить ассоциативный ряд, — рассказывает Лада Платонова.
И такая сатира действительно помогала. Особенно, если звучала из уст товарища Сталина. Его слова быстро разлетались среди художников-карикатуристов.
— Однажды вождь сравнил фюрера с котенком, сказав: «Ссылаются на Наполеона, уверяя, что Гитлер действует, как Наполеон и что он во всем походит на Наполеона. Но, во-первых, не следовало бы забывать при этом о судьбе Наполеона. А во-вторых, Гитлер походит на Наполеона не больше, чем котенок на льва», — рассказывает Лада Платонова.
Что и стало поводом для одноименного плаката «Лев и котенок», в котором художник (имя его, к сожалению, не сохранилось) на одной части рисунка «выметает» Наполеона из Москвы, а на второй «превращает» Гитлера в кота. Ставит его на задние лапы и пририсовывает ему облезлый хвост.
Снайперы сатиры
Красками и карандашами лучше всех била немцев знаменитая троица Кукрыниксов (одни из авторов знаменитых Окон ТАСС), став классиками сатирических плакатов.
Свое название художники «сложили» из первых букв своих имен и фамилий — Михаила Куприянова (Ку), Порфирия Крылова (кры) и Николая Соколова (никс). Работали они вовсе необычным способом.
— Садились перед листом бумаги и начинали поочередно рисовать какие-то детали, которые постепенно соединяли между собой, — рассказывает историк.
И это вовсе не означало, что каждому из художников принадлежала треть картины. Кто-то мог выполнить больше, кто-то вообще сделать пару деталей. Все зависело от задумки. Но рисунок всегда дорабатывался всем коллективом.
Что интересно, Кукрыниксы были людьми военными — майорами. Во многом поэтому офицеры ловко обыгрывали военные спецоперации в своих плакатах. Фюрер у них превращался в жалкую старушенцию, которая плакала, потеряв колечко (плакат «Потеряла я колечко» рассказывает о потере 22 немецких дивизий, окруженных под Сталинградом), а Геббельс после очередных поражений немецкой армии превращался в мартышку из басен Крылова.
— Кукрыниксы оказались настолько популярны, что именно они участвовали в Нюрнбергском процессе над фашистами после окончания войны, — рассказывает Лада Платонова.
И отправилась туда вместе с другими советскими знаменитостями того времени. Сохранилось даже следующее воспоминание. Когда по пути в Нюрнберг в воздухе случилась внештатная ситуация, кто-то из участников советской делегации даже пошутил: «Представляете, какие шикарные будут некрологи? Борис Ефимов, Всеволод Вишневский, Михаил Ромм, Кукрыниксы…»
Но, к счастью, ничего подобного не произошло. А плакаты знаменитые художники продолжили рисовать уже после окончания войны. Но уже на мирные темы.
Кстати
В Музее истории Александрово-Щапово хранится и свой символ победы — самая настоящая бомба! В дар ее передали местные жители, которые несколько десятилетий квасили в ней капусту. Видимо, при проектировании бомбы была допущена ошибка, поэтому снаряд не смог взорваться. И чтобы добро просто так не пропало, жители Щаповского решили вытащить из нее механизмы, а корпус из нержавеющей стали использовать как посуду.
Интересно
Первый плакат появился уже вечером 22 июня 1941 года. Он назывался «Беспощадно разгромим и уничтожим врага». По одной из версий, его окончательный вариант утверждал лично Сталин.