Школьные уроки будущего: от вещания к диалогу
Московские школьники вот-вот получат электронные учебники. Учителям, уверен директор ТЕМО-центра Александр Осин, с внедрением электронных образовательных ресурсов придется изменить методы работы. О том, как именно будут учить ребят в будущем, корреспондент «Вечерней Москвы» поговорил с экспертом Департамента образования столицы.
– Вы много рассказываете о том, что с внедрением новых технологий методика преподавания в школе должна измениться. Объясните, пожалуйста, как электронные образовательные ресурсы повлияют на типичный урок.
– Образование состоит из трех компонентов: получения информации, практических занятий и контроля. Но на деле практики в школе кот наплакал. Ладно лабораторные по физике, а как быть с историей, биологией, астрономией? А теперь у каждой школы – виртуально – может быть свой Лувр, свой планетарий, своя станция юннатов, где можно вырастить колосок или поухаживать за кроликом. Когда речь заходит о трехмерной геометрии, детям очень сложно представить фигуры. Поэтому уроки эти им даются тяжело. Но ведь все задачи на понимание трехмерного пространства можно смоделировать в виртуальной реальности!
Я теперь дома, в гостях, где угодно могу сделать привычную лабораторную по химии. Дома я могу сам себя проверить. Причем речь не идет о тесте. Скажем, мы изучаем технологию приготовления щей. В тексте вопрос: «Кладут ли в щи капусту?» Ответы – «да» или «нет». Но вместо того, чтобы спрашивать, кладут ли в щи капусту, мы можем создать виртуальную кухню. Все ингредиенты, кастрюля, плита. Сварил щи – хорошо. Нет – извините. Этого не может даже преподаватель.
Теперь получается такая штука. Я получаю домашнее задание изучить какой-либо материал. Причем интерактивно, не только в текстовом формате! Более того, электронные образовательные ресурсы, которые мы внедряем, позволяют ребенку изучать материал так быстро, как он может, а не в таком темпе, в котором дает учитель. А главное – можно научиться делать, а не только говорить. Можно попробовать дома сделать лабораторную работу. Итак, я дома получил информацию, сделал практическое задание (то, что раньше мне было доступно только в школе), и дома же я провел самоаттестацию. Щи сварил, молекулу построил. Вся информация о моей работе тут же уходит в компьютер учителя. Типовой урок выглядит так: опрос, объяснение нового материала, короткая беседа к классом. А теперь опрос нужен? Нет, зачем. Учителю и так видно, открывал ли ученик учебник, как выполнил практическое задание, где ошибся. Дальше, какой смысл объяснять новый материал, когда электронный ресурс в разных форматах дает ученику ту же информацию? Учитель больше не единственный источник информации. Что, учитель не нужен? Да нет, вот как раз теперь он и необходим. Он должен перейти от вещания к общению с учениками. Теперь-то учитель и становится незаменим.
– Когда в Москве образование станет именно таким, как вы говорите?
– Полторы тысячи директоров должны пройти через ТЕМО-центр, здесь будет однодневный, 4-5-часовой вводный курс. Потом, для тысячи учителей проведем повышение квалификации. Занятия с ними будут длиться по 72 часа. Процесс только начинается, а вопрос «когда?» подразумевает стопроцентный результат. Можно только сказать, что в ближайшее время это будут десятки школ, следующий этап – сотни…
Вот-вот начнется апробация электронных учебников в пятидесяти школах. Мы рассчитываем на то, что учителя познакомятся с учебником и перестанут его опасаться. В основу электронного учебника положен тот же самый текст классического типографского издания. Просто в нем много новых возможностей. Главный вопрос сейчас – это перестройка учителя. Это последний, четвертый шаг. Первые три мы уже сделали: купили компьютеры, поставили софт, разрабатываем электронные образовательные ресурсы. Четвертый шаг самый сложный, и мы все это понимаем.
- Эти 72 часа вы будете показывать учителям, как пользоваться учебниками, или больше времени потратите на то, чтобы объяснить, как изменилась методика образования?
- Первые 36 часов мы будем рассказывать о том, какие электронные образовательные ресурсы бывают, а затем – что теперь в классе делать. Раньше априори было так: ученик ничего не понимает, я ему сейчас в классе расскажу. А теперь он пришел – и уже что-то знает. Теперь урок – это беседа большого специалиста с маленькими, но тоже уже специалистами. Нужны теперь совсем другие педагогические подходы. Вот вторые 36 часов мы и будем обсуждать, как в новых условиях обучать детей. Наша первая задача, чтобы Учитель с большой буквы «У» стал нашим сторонником, а вторая – чтобы он понял, что так интереснее и эффективнее.