Сети расставляют сети
ПРОСРОЧЕННАЯ РЯЖЕНКА У НАС СО СКИДКОЙ
Пытаюсь попасть в продуктовый у станции метро «Владыкино». Первый шок — заперто, обед с 14 до 15 часов. Качаю головой — со времен СССР такого не видел. В начале четвертого охранник открывает магазин. Выбор молочных продуктов невелик, все они — в холодильниках за прилавком. Цен разглядеть не могу, дату производства тем более.
— Дайте литр ряженки, — говорю продавщице.
— Семьдесят рублей, — протягивает мне тетка упаковку. — Но есть такая же по 58. Со скидкой. У нее срок годности вчера истек. Но что ей в холодильнике сделается? Рядом — сетевой супермаркет. Сортов ряженки — три, цены ниже — от 45 рублей за литр. Выбор в два-три раза больше.
НАШ - БЛИЖЕ К ДОМУ
Почему москвичи до сих пор ходят в маленькие магазинчики?
— Во-первых, наш продуктовый ближе к дому, — рассказывает жительница улицы Флотской Ирина Затуллина. — Во-вторых, я могу договориться, чтобы завезли продукты, которые моя семья любит. В обычном супермаркете их не найдешь.
Ирине нравится, что продавцы постоянных покупателей знают, здороваются и никогда не под сунут некачественные продукты.
ГИПЕРМАРКЕТЫ НАСТУПАЮТ
Сетевая розничная торговля продуктами в Москве занимает уже более 40 процентов рынка. Динамично развиваются сетевые магазины форматов гипермаркет и супермаркет. Гипермаркеты представляют как зарубежные, так и российские торговые сети: Auchan, Auchan-city, «Мосмарт», «Наш», «O’Kей». Вторая тенденция — рост специализированных магазинов, где представлен выбор товаров собственного производства: колбасы, кондитерка. Однако развитие сетевой торговли тормозится из-за нехватки площадей, удовлетворяющих запросам продуктовых ретейлеров.
— Сегмент магазина шаговой доступности занимают мелкие частники, — рассказывает бизнес-консультант Федор Смолеевский. — Это связано с тем, что на рынке не хватает торговых площадей от 115–300 квадратных метров для сетевых магазинов.
Эксперт считает: выход — в строительстве крупных торговых центров. С ростом автопарка доля продуктов, покупаемых у дома, снижается. Москвичу проще раз в неделю заехать в гипермаркет и затовариться, чем делать покупки каждый день возле дома. Исключение — пенсионеры и часть домохозяек, пока не купивших автомобиль.
ЭКСПЕРТ
Сергей Смирнов, директор института социальной политики Высшей Школы Экономики:
- Сетевые магазины наступают, потому что в них, как правило, продукты дешевле. Закупка товаров в таком случае идет не на оптовых базах, а непосредственно у производителей. Плюс сетевые магазины лучше следят за качеством своего товара — у них есть специальные службы. Кроме того, крупные сетевые магазины могут делать скидки на отдельные товары. За сетевыми магазинами будущее. Причем будет развиваться не только крупный формат — супермаркеты и гипермаркеты, но и сети небольших магазинов самообслуживания, находящихся в шаговой доступности для жителей города.
ГИПЕРМАРКЕТЫ: ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА
[BIGPICTURE=1]В ТЕМУ
Лишь треть товаров ударит по кошельку
Рост курса валют приведет к подорожанию импортных продуктов в Москве. Однако их доля составляет не более 30 процентов.
— Санкции подстегнули производство российских продуктов в мясной, молочной и рыбной отраслях, и серьезных проблем у столичных покупателей не должно возникнуть, — заявил глава Департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк. — На полках магазинов доля импортных товаров составляет порядка 25–30 процентов. Остальные продукты — отечественного производства.
Размер имеет значение
За последние 12 месяцев обеспеченность москвичей торговыми площадями увеличилась на 10 процентов и составила 355 квадратных метров на 1000 жителей. Об этом сообщают аналитики компании Knight Frank. С начала года в Москве ввели шесть крупных и качественных торговых комплексов совокупной площадью 605 тысяч квадратных метров. До конца года планируется открытие еще четырех больших торговых центров.