Сети расставляют сети
ПРОСРОЧЕННАЯ РЯЖЕНКА У НАС СО СКИДКОЙ
Пытаюсь попасть в продуктовый у станции метро «Владыкино». Первый шок — заперто, обед с 14 до 15 часов. Качаю головой — со времен СССР такого не видел. В начале четвертого охранник открывает магазин. Выбор молочных продуктов невелик, все они — в холодильниках за прилавком. Цен разглядеть не могу, дату производства тем более. Неудобно.
— Дайте литр ряженки, — говорю продавщице.
— Семьдесят рублей, — протягивает мне тетка упаковку. — Но есть такая же по 58. Со скидкой. У нее срок годности вчера истек. Но что ей в холодильнике сделается?
Рядом — сетевой супермаркет. Сортов ряженки — три, цены ниже — от 45 рублей за литр. Выбор «молочки» в два-три раза больше.
[BIGPICTURE=1]НАШ - БЛИЖЕ К ДОМУ
Почему москвичи до сих пор ходят в маленькие магазинчики?
— Во-первых, наш продуктовый ближе к дому, — рассказывает жительница улицы Флотской Ирина Затуллина. — Во-вторых, я могу договориться, чтобы завезли продукты, которые моя семья любит. В обычном супермаркете их не найдешь.
Ирине нравится, что продавцы постоянных покупателей знают, здороваются и никогда не под сунут некачественные продукты.
ГИПЕРМАРКЕТЫ НАСТУПАЮТ
Сетевая розничная торговля продуктами в Москве занимает уже более 40 процентов рынка. Динамично развиваются сетевые магазины формата гипермаркет и супермаркет. Гипермаркеты представляют как зарубежные, так и российские торговые сети: Auchan, Auchan-city, «Мосмарт», «Наш», «О'Кей». Вторая тенденция — рост специализированных магазинов, где представлен выбор товаров собственного производства: колбас, «кондитерки». Однако развитие сетевой торговли тормозится из-за нехватки площадей, удовлетворяющих запросам продуктовых ритейлеров.
— Сегмент магазина шаговой доступности занимают мелкие частники, — рассказывает бизнес-консультант Федор Смолеевский. — Это связано с тем, что на рынке не хватает торговых площадей от 115–300 квадратных метров для сетевых магазинов.
Эксперт считает: выход — в строительстве крупных торговых центров. С ростом автопарка доля продуктов, покупаемых у дома, снижается. Москвичу проще раз в неделю заехать в гипермаркет и затовариться, чем делать покупки каждый день возле дома. Исключение — пенсионеры и часть домохозяек, пока не купивших автомобиль.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Сергей Смирнов, директор института социальной политики высшей школы экономики:
- Сетевые магазины наступают, потому что в них, как правило, продукты дешевле. Закупка товаров в их случае идет не на оптовых базах, а непосредственно у производителей. Плюс они лучше следят за качеством своего товара — есть специальные службы, и они могут делать скидки на отдельные товары. За сетевыми магазинами будущее. Причем будет развиваться не только крупный формат — супермаркеты и гипермаркеты, но и сети небольших магазинов самообслуживания, находящихся в шаговой доступности.
Супермагазин на Калужке
На 42-м километре Калужского шоссе скоро приступят к строительству гипермаркета одной из крупнейших розничных торговых сетей в России. Таким в Новой Москве появится крупное торговое предприятие на 300–350 рабочих мест, а покупателей ждет открытие гипермаркета шаговой доступности с низкими ценами и широким ассортиментом товаров, в том числе местного производства. В здании расположатся собственные цеха по производству полуфабрикатов и хлебобулочных изделий.