Сергей Жигунов: я перестал ездить за границу
Если бы не жительница Новой Москвы Нина Соротокина, мы никогда не узнали бы Сергея Жигунова. Он снялся в экранизации ее книги «Трое из Навигацкой школы» в роли гардемарина и полюбился всей стране. Чем он сегодня занимается, актер рассказал «НО».
- Сергей Викторович, только что стартовали две премьеры на телевидении (НТВ) «Куба» и «Дело чести», где вы выступаете и продюсером, и актером. Больше доставляет удовольствие играть или руководить?
- В равной мере получаю удовольствие и от игры, и от продюсирования. Если бы этого не было, не стал бы этим заниматься. Сейчас я делаю только то, что хочу и считаю нужным. Собственно говоря, никогда себя не насиловал, а сейчас тем более.
– Чем вас заинтересовал дорогой и масштабный сериал «Куба»?
– Никогда не делал детективных фильмов такого рода. Снимал детективы, но слишком навороченные, заумные или ироничные. История сериала «Куба» — довольно классическая для детектива, но я поставил задачу — классику преподнести неожиданно. Эта история сочетает в себе детектив, расследование и любовную историю. Полицейский детектив — тема избитая, в которой, говоря языком музыки, всего семь нот. Но в «Кубе» мы вышли за рамки классического детектива, создав так называемый второй план, где идет подробный разбор взаимоотношений мужчины и женщины. Ничего нет более интересного, чем наблюдать за общением людей, за их психологией.
– Герой по прозвищу Куба (играет Алексей Макаров) — хороший парень, которому ужасно не везет в жизни. А вы — удачливый человек?
– Я — да. У меня замечательная мама Галина Ивановна, которой я обязан всем. Она не только меня ввела в актерскую профессию, научила главному, но и воспитала целую плеяду прекрасных артистов. С рождения я — очень счастливый человек.
– На ваш взгляд, какие сегодня фильмы могут дать зрителю пищу и для ума, и для души?
– К сожалению, очень умные фильмы, сериалы большим зрительским интересом не пользуются. Да, и зритель, который любит умные фильмы, и зритель, который любит душевные, как правило, по разные стороны баррикад. Если был бы известен секрет, как добиться сочетания в кино «ума и души», то все бы снимали популярные, всенародно любимые фильмы. Но секрета нет. Объединить умных и лиричных зрителей в одну аудиторию крайне сложно.
– Согласны ли вы с тем, что сегодня в отечественном кино — некий застой?
– Наш кинорынок разделен на сериалы и художественные фильмы. Телевизионное кино, на мой взгляд, в порядке. У нас есть свое лицо на телевизионном рынке. Несколько хороших сериалов в год мы снимаем. Чтобы фильм стал культовым, эпохальным, в нем должна быть абсолютно свежая тема. Идея фильма должна прийти к художнику раньше, чем к другим. Но поскольку фильм снимается не быстро, а выходит на экран и вовсе через года четыре, то режиссеру необходимо опередить время лет на пять, а это могут только гении. К тому же сегодня очень быстро меняется жизнь и все идеи рождаются и умирают с невероятной скоростью. Поэтому вернее снимать о том, что никогда не меняется, а это, конечно, человеческие отношения — дружба, любовь.
– Кстати, вы любите работать с друзьями? Ваш друг и земляк Константин Лавроненко часто снимается в ваших проектах?
– С друзьями работать опасно, потому что можно потерять нити управления. Зато с друзьями очень хорошо сниматься. Это ощущение команды, партнерства, понимания с полуслова, общности задачи помогает на съемочной площадке. А когда я выступаю в качестве продюсера или режиссера, то создаю команду не друзей, а высоких профессионалов. Правда, профессионалы — не всегда самые хорошие люди, и нередко с ними тратишь много нервов, но я легких путей не ищу.
– Вы работали с западными профессионалами в фильме «Три мушкетера». Есть различия между нашими мастерами и зарубежными?
– На Западе более профессиональный, ответственный подход к работе. Они делают все быстрее, точнее правильнее, с гарантией. Правда, наши мастера в таланте не уступают западным, а нередко и превосходят.
– Не думали ли вы о том, чтобы пригласить в качестве режиссера иностранного спеца?
– Давно веду переговоры с литовским режиссером, художественным руководителем театра имени Вахтангова Римасом Туминасом. Он — невероятно одаренный художник, который каждый раз поражает талантом. Уверен, что он мог бы снять очень интересную картину. У меня есть положительный опыт работы с театральным режиссером — в сериала «Моя прекрасная няня». Алексей Кирющенко — театральный режиссер, который не знал тонкостей кинопроизводства, но он так удивительно работал с актерами, такую создавал атмосферу, что «Моя прекрасная няня» стала качественным продуктом. Правда, рядом с Алексеем находились телевизионные режиссеры, которые подсказывали ему детали съемочного процесса.
– Возможно, в планах — экранизировать русскую классику? Между прочим, Римас Туминас не ради любопытства попросил у гендиректора «Мосфильма» Карена Шахназарова сценарий фильма Сергея Бондарчука «Война и мир».
– А я хочу экранизировать невероятную жизнь дяди Льва Толстого Федора Толстого-Американца. Он — самый большой дуэлянт в истории России. У меня есть чудесный сценарий об этом ярком человеке. Но на эту многосерийную картину нужны большие деньги. Надо снимать блестящий XIX век, войну 1812 года, кругосветную экспедицию Ивана Крузенштерна, в которой принимал участие Федор Иванович. Но я непременно сниму эту картину, чего бы мне это не стоило. У меня такое ощущение, что кто-то свыше писал сценарий его жизни — настолько она зрелищная и философская.
– Сергей Викторович, пересматриваете ли вы свои картины?
– Я не смотрю фильмы, которые делал как продюсер. Недавно увидел сериал «Графиня де Монсоро» и не ужаснулся. Хотя забыл про него. Даже плохо помню, кто снимался. Я смотрю сериалы других режиссеров и учусь. От хороших получаю удовольствие как зритель. Я вижу ошибки, недостатки, но это знание не мешает наслаждаться фильмами.
– На съемках сериала «Дело чести», где вы играли бизнесмена, вы сказали, что очень любите сниматься у других режиссеров. Говорит ли это о том, что желание подчиняться другим в вас осталось?
– Для меня гораздо проще и легче сниматься у других режиссеров. И я с радостью подчиняюсь их воле. Не очень понимаю, как можно совместить работу режиссера и актера. Ведь режиссер должен видеть всех участников процесса со стороны. Как видеть самого себя?
СПРАВКА
Родился 2 января 1963 года. После восьмого класса был отчислен за плохое поведение. Участвовал в одном из школьных ансамблей, играл на гитаре и пел. В Театральное училище имени Бориса Щукина Жигунов поступил в 1980 году, но был отчислен за «профнепригодность».
Во время проб к фильму «Гардемарины, вперед!» был призван в армию и, чтобы остаться на съемках, был зачислен и служил в 11-м отдельном кавалерийском полку в Алабине. Женат, есть дочь.
И ЭТО ВСЕ О НЕМ
Три необычных факта об актере
- Говорит не своим голосом. В первом фильме о гардемаринах Жигунова озвучил Олег Меньшиков, а во втором — Александр Домогаров.
- Обладатель мировых прав. Актер и продюсер действительно единолично обладает правами на экранизацию романа «Три товарища».
- Пишет стихи. Дмитрий Харатьян выпустил музыкальный альбом на стихи Жигунова.