Сергей Сафронов: Фокус — дело очень опасное
С каждым годом люди смотрят телевизор все меньше и меньше, но есть еще на нашем ТВ твердыни, не подвластные веяниям времени: шоу «Битва экстрасенсов» стабильно входит в сотню самых популярных телепередач, опережая «Камеди клаб» и «Доброе утро». Сразу после праздников обозреватель «НО» встретилась с Сергеем Сафроновым, одним из ведущих знаменитой программы, участником трио «Братья Сафроновы» — самых известных иллюзионистов России.
— Сергей, когда у вас возникла идея заниматься искусством создания иллюзии?
— Когда я вышел с братьями на сцену и увидел широко открытые глаза зрителей, изумление, аплодисменты, тогда понял: это то, чем я хочу заниматься. Мне всегда нравились супергерои, которые обладают какими-то способностями, могут удивлять людей. И выходя каждый вечер на сцену, я имею возможность побыть таким героем.
— Кого из известных иллюзионистов старших поколений вы могли бы назвать своими учителями?
— Пенн и Теллер, Крис Энджел. Но для нашего поколения — конечно, Дэвид Копперфильд! Он — главный учитель и вдохновитель.
— А фильмы про фокусников вы любите? «Иллюзионист», «Престиж»...
— Их мало, можно по пальцам перечесть, и вы уже это сделали. А в кинематографе вообще моим любимым актером был Рутгер Хауэр. Очень жаль, что этим летом его не стало... Кстати, у любителей кино про фокусников 11 июня 2020 года коллекция пополнится фильмом «Смертельная иллюзия». Его придумали и сделали мы, братья Сафроновы, и продюсер Георгий Малков. Главные роли сыграли Андрей Бурковский, Павел Чинарев, Данила Якушев. В России никто ничего подобного еще не делал: зрители увидят и захватывающий остросюжетный фильм, и классное иллюзионное шоу.
— Однажды вы рассказывали, как написали сценарий, разослали по киностудиям, а через несколько лет ваш сценарий — без вашего ведома — сняли в Голливуде под названием «Иллюзия обмана». Нет желания отстаивать свои авторские права? В США к ним бережно относятся.
— Мне бы не хотелось поднимать эту историю, у нас сейчас в киноиндустрии очень хорошо все развивается. Судиться не буду, допускаю, что этот сюжет мог прийти в голову кому-то еще кроме меня — по ту сторону океана. Ведь он лежал на поверхности. Теперь я обиды ни на кого не держу. Может быть, это нас подтолкнуло снять свой фильм. Наш фильм — лучше.
— Существует ли конкуренция в вашей профессии?
— Конкуренция есть абсолютно в любой профессии. Даже мы с братьями конкурируем между собой. Но здоровая конкуренция всегда помогает сделать что-то еще более интересное. Такие шоу, как у нас, в России никто не делает.
— Ругаетесь с братьями?
— Когда маленькие были, ругались. Сейчас уже давно нет. Мы на это не растрачиваемся.
— Как происходит процесс создания номера?
— Есть такой путь: садишься, как это делал Чаплин, как Пенн и Теллер, закрываешься на ключ и, пока не придумаешь идею, дверь не открываешь. Вот с голоду помрешь, но должен придумать. Другой способ: идея рождается сама. Посмотрел фильм, почитал книгу, послушал музыку — и бам-с!
— Как делается фокус? Раскройте секрет какого-нибудь маленького трюка.
— Мы много раз «разоблачали» свои фокусы в телепередачах. Например, в номере «Сквозь человека» Илья помещается в специальном ящике, а Андрей пролезает как бы сквозь него. Однако аппарат так сконструирован, что зрителю кажется, будто там очень мало места даже для одного человека — не то что для двух. Но это не так: в процессе номера Илья незаметно поворачивает корпус, и появляется зазор, чтобы Андрей мог пролезть. Но, конечно, и для такого несложного трюка требуется хорошая физическая форма и гибкость.
— Приходится ли сталкиваться с опасностью на сцене?
— Конечно, есть номера опасные. Мы все и горели, и ломали ноги и руки. Например, сделали трюк Гарри Гудини «Освобождение из смирительной рубашки». Мы усложнили процесс: пока я освобождался, надо мной висел металлический капкан, который через 60 секунд захлопывался. И вот как-то раз я чуть-чуть припоздал, капкан захлопнулся, оторвал мне кусок руки, а другую руку сломал, когда приземлялся. Всякое бывает. А Илья однажды сломал ногу на втором номере, и мы сделали паузу на три минуты — пришлось корректировать номера. В зале был прекрасный Сосо Павлиашвили, занимал публику, очень нам помог.
— Вы ведете «Битву экстрасенсов». А сами верите в сверхъестественные способности? Стали бы обращаться к экстрасенсам за помощью?
— Никогда не обращался к экстрасенсам и никому не советую. Люди звонят, советуются. Я всегда отговариваю. Если бы я по 10 рублей собирал за каждый такой звонок, я бы стал миллионером.
— На спектаклях люди кладут вам на сцену вещи, чтобы вы их «зарядили». Как вы к этому относитесь?
— Так раньше было. Тринадцать лет назад, пока зрители еще не знали, что такое братья Сафроновы, что такое иллюзионное шоу. Сейчас уже разобрались.
— Какое желание загадали на Новый год?
— У нас мама слепнет... Обошли всех врачей, но видеть она уже не будет. Что можно тут пожелать? Чтобы родители, дети были здоровы.
СПРАВКА
Братья Сафроновы — трое родных братьев, иллюзионистов, актеров и ведущих. Самый старший — Илья, ему 42 года, Сергей и Андрей — двойняшки, они на пять лет младше. Родились и выросли в Москве. Получили широкую известность благодаря телепроекту «Битва экстрасенсов».