Вторник, 23 июля 2024, 00:34
Облачно С Прояснениями 17°
Цитата дня
— В ТиНАО активно реализуется политика сбалансированной застройки территорий. В приоритете для нас — улучшение логистики и создание новых рабочих мест. Предполагается, что после открытия складского комплекса здесь смогут трудоустроиться около 400 человек. Площадь застройки составила примерно 1,5 тысячи квадратных метров
— В ТиНАО активно реализуется политика сбалансированной застройки территорий. В приоритете для нас — улучшение логистики и создание новых рабочих мест. Предполагается, что после открытия складского комплекса здесь смогут трудоустроиться около 400 человек. Площадь застройки составила примерно 1,5 тысячи квадратных метров
Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов

Опросы

Ежегодно 26 июля отмечается День парашютиста. Знаете ли вы, сколько прыжков из самолета Ан-2 выполнили представители Центра «Лидер» из Мосрентгена с высоты 600 метров?

Загрузка ... Загрузка ...
17 ноября 2018 года. Московский. Анна и Сергей Литвиновы во время встречи с читателями в одной из библиотек поселения. Фото: Виктор Хабаров

Сергей Литвинов: Я пишу, а жена вкручивает лампочки

17 ноября 2018 года. Московский. Анна и Сергей Литвиновы во время встречи с читателями в одной из библиотек поселения. Фото: Виктор Хабаров
17 ноября 2018 года. Московский. Анна и Сергей Литвиновы во время встречи с читателями в одной из библиотек поселения. Фото: Виктор Хабаров

17 ноября писатели Анна и Сергей Литвиновы встретились с читателями Московского, чтобы представить свою новую книгу и ответить на любые — даже самые неудобные — вопросы. Накануне этой встречи несколько вопросов Сергею задал и корреспондент «НО».

— Есть достаточно популярное мнение: читателю не нужно видеть автора, ведь главное — это книга, а не личность писателя. Согласны?

— Как читатель — да. Потому что у меня никогда не было ни желания, ни необходимости видеться хоть с каким-то литератором. Хотя… пара исключений все же имеется. В первый раз со мной случилось такое, когда в Москву приезжал нобелевский лауреат и замечательный, на мой взгляд, перуанский писатель Марио Варгас Льоса. А еще я всегда мечтал встретиться с, увы, ныне покойным Василием Павловичем Аксеновым. С другой стороны, я понимаю, что есть много людей, для которых интересен именно автор.

Поэтому, когда издатели нас буквально заставляют встречаться с читателями, мы идем у них на поводу.

— Вы никогда не думали о том, каким вас представляют читатели?

— Конечно, думал. Но, мне кажется, этот образ куда более комплиментарный, чем я сам.

— Вот-вот. А это значит, что читателя легко разочаровать, явившись со всеми своими недостатками пред его очами.

— Бог его знает… Между нами говоря, бывает, что подходят комне с Аней люди и утверждают, что мы такие классные, что так здорово и интересно выступаем, что им даже захотелось нас почитать. Я это воспринимаю за чистую монету, потому что, ну зачем им лукавить?

— «Мадам Бовари — это я», — говорил Флобер. Насколько вы — это ваши книги и их герои?

— Наши герои всегда сильно улучшенная версия нас. Взять даже моего любимого персонажа — журналиста Диму Полуянова. Он работает в газете, при этом расследуя множество дел. Похож ли он на меня? Да, чем-то. Я 18 лет проработал журналистом — в том числе и «Вечерней Москвы ». Но, в отличие от меня, Дима — рыцарь без страха и упрека, бывший десантник, способный на ходу обаять любую женщину.

— Хотите сказать, что у вас с этим делом проблемы?

— Ну… У меня это получалось не с такой интенсивностью, размахом и успехом. Мы с сестрой самые обычные люди, которым Господь дал определенный дар и возможности…

— …и которые в 2005 году приняли участие в создании многосерийного фильма «Авантюристка» по мотивам собственных книг. Насколько вы с Анной сами авантюристы?

— Лично я совершенно не авантюрен.

А вот Анна — да. И то, что мы с ней ровно двадцать лет назад, когда у нас благодаря кризису развалился общий рекламный бизнес, начали совместно писать остросюжетные приключенческие романы, целиком заслуга ее авантюризма. Сам бы я во все это никогда не ввязался.

— Считается, что человека делает его биография — что бы с нами ни случалось, каждый жизненный этап учит нас чему-то. Вы по диплому инженер-электрик. Что это дало вам в глобальном смысле?

— Наверное, умение системно и логично мыслить, понимая, что из чего вытекает.

Во-вторых, я прекрасно провел в институте время. А, в-третьих, работа по специальности была так ужасна, что подтолкнула меня к мысли двигаться дальше в совершенно другом направлении. Но хорошо, что вы спросили именно про глобальный смысл, потому что в смысле практических навыков это был полный провал. Заняться дома электрикой? Да что вы! В советские времена инженерная профессия была страшно далека от народа. Поэтому сегодня мне электрика мстит: как только я начинаю что-то делать, меня непременно бьет током. Так что даже лампочки у нас дома вкручивает жена.

— Смешно. Но расскажите тогда и вот что: пригодился ли вам опыт, полученный в те времена, когда вместе с сестрой вы создали рекламное агентство «Пятый отдел»?

— Да! Именно тогда мы научились не ждать от жизни многого.

— Дела шли так плохо?

— На сто сделанных нами предложений мы получали сто отказов. Зато сто первый клиент, как правило, соглашался. Упорство, вот что главное! И, конечно, не буду лукавить: рекламный опыт помог нам в продвижении собственных книг.

Связей-то у меня в рекламно-журналистской среде накопилось много. Вот и получалось: придешь к кому-нибудь, с кем у тебя хорошие отношения, принесешь бутылочку или в ресторанчик позовешь, а он про тебя напишет. Почему нет?

— Потому что ваш коллега Владимир Набоков говаривал, что писатель должен жить в башне из слоновой кости, спускаясь вниз разве что за газетами. Вряд ли он журналистов по ресторанчикам водил, а ведь стал классиком.

— Да я и сам теперь этим не занимаюсь: для продвижения книг в издательстве нынче есть специальные люди — брендменеджеры. Так что жить стало проще.

Сестра моя сейчас желает даже от встреч с читателями отказаться. У нее двое маленьких детей, ей некогда. А я… Мне это просто интересно. Почему бы иногда не вымыть уши, покрасивее одеться и не пойти на такое мероприятие?

— От того, например, что читатель непредсказуем и иногда дик. В голову ему может прийти все что угодно. У вас есть вопросы, которых вы боитесь?

— Нет. Читатель, как и журналист, имеет право задавать своему визави самые неприятные вопросы.

— Тогда и я задам. За минувшие 20 лет вы с сестрой написали порядка 60 совместных романов, не считая сборников рассказов. Это подозрительно много. Понимаете, к чему я клоню?

— Понимаю. Но не согласен. Это вполне нормально и реально: нас двое, и, если поделить количество написанного на количество творческих единиц, получится не такая большая цифра — полтора романа в год на человека. Агата Кристи работала с не меньшей продуктивностью. Да и Рекс Стаут. Пока есть голова на плечах, порох в пороховницах и спрос на это дело, надо работать и зарабатывать!

— Надо. Но еще надо ответить на вопрос, для чего вы пишете книги. Вот, честно: это больше коммерция или кайф?

15 октября 2018 года. Москва. Сергей Литвинов даже не думал, что станет писателем. Впрочем, и по своей специальности инженера-электрика тоже поработать не успел. Фото: photoxpress
15 октября 2018 года. Москва. Сергей Литвинов даже не думал, что станет писателем. Впрочем, и по своей специальности инженера-электрика тоже поработать не успел. Фото: photoxpress

— Честно? И то, и другое. Не было бы кайфа, я бы занялся чем-то другим, потому что ненавижу выдавливать из себя что-то ради куска хлеба. Но и деньги, да… У нас, конечно, не было такого, как у Марио Пьюзо, которому, едва вышел его роман «Крестный отец», позвонил литагент и сказал: «Мои соболезнования: ты теперь миллионер!» Но зарабатывать получается, особенно на продаже смежных прав — на экранизацию, на инсценировку, на переводы на разные языки.

— Поздравляю! Закончим на возвышенной ноте?

— Давайте!

— Детективы читают, чтобы отдохнуть и, как говорится, расслабить мозги. Но ведь вам как автору наверняка хочется донести до читателей свои мысли, свой, так сказать, месседж.

— Да-да, я люблю упаковывать свой месседж в занимательную форму, чтобы читатель заглотил его со сладкой конфеткой острого сюжета.

— Эк вы загнули! Ну, и какую же мысль вы пытаетесь скормить читателю?

— Например, что современные СМИ служат совершенно низменным интересам и потакают низменным вкусам публики.

— Я, к слову, как раз из СМИ.

— Ну… Исключения случаются!

СПРАВКА:

Анна Литвинова и Сергей Литвинов — писатели-соавторы в жанре остросюжетного романа. Сестра и брат. Первая повесть литературного дуэта, «Отпуск на тот свет», вышла в 1998 году. На сегодняшний день написали более 40 романов и издали 6 сборников рассказов.

ФАКТ:

Писателями Литвиновы стали случайно. В 1994 году они создали свое рекламное агентство. Однако во время кризиса 1998 года бизнес пришлось прикрыть. Работы не было, денег — тоже. Именно тогда Анна и написала «от безделия» 20 страниц увлекательного текста. Дала прочитать брату. Тот увлекся. Дальше решили писать вместе. Кстати, вопреки расхожему мнению, первый блин — детектив «Отпуск на тот свет» — не стал комом. Роман согласились напечать сразу несколько издательств.

Новости партнеров