Сергей Безруков: Я все успеваю в этой жизни
Сегодня, 18 октября, — день рождения у Сергея Безрукова. Впрочем, называть его просто актером неправильно. Ведь он еще и художественный руководитель Московского губернского театра, и режиссер, а с недавних пор еще и певец.
— Только-только вы открыли новый сезон в театре после летнего перерыва. А летом отдыхали?
— Нет. Провел его в работе. Снимался в двух фильмах: полный метр и сериал. На следующий год уже запланированы съемки — и в кино, и в сериалах… Я думал, что уйду с головой в театр, но кино меня не отпускает... Но у меня получается совмещать. Кто-то из худруков совмещать не может. Считают, что это вредит работе в театре. Мне не вредит. Успеваю везде. Это огромная нагрузка, потому что у меня семья, нужно и ей уделять внимание.
— Дети не забыли, как папа выглядит?
— Говорю же: все успеваю. И, дай бог, буду дальше успевать!
— Какие большие премьеры нам ждать в новом сезоне?
— Готовимся к премьере, которая мне очень дорога. Это спектакль «На всякого мудреца довольно простоты», который я играл с 1998 года в «Табакерке». Это была одна из первых и любимых моих работ. Но теперь в главной роли — в роли Глумова — Денис Нурулин, выпускник Школы Табакова. Это важно, что в год памяти Олега Павловича мы возродим эту постановку. Я постарался воспроизвести режиссуру Табакова в точности — от костюмов и декораций до мизансцен. Роль Мамаевой будет исполнять Анна Снаткина. Раньше ее играла Марина Зудина. Я думаю, что Марину я приглашу на премьеру. Еще одна премьера — поэтическое кабаре с рабочим названием «Серебряное зеркало». Женщины будут читать женскую поэзию начала XX века. Мы помним только Ахматову и Цветаеву. А кто еще? Ведь были и другие.В марте планируется «Мать» Карела Чапека, премьеру готовит режиссер Анна Горушкина. И я приглашаю на главную роль матери мхатовскую актрису Ольгу Яковлеву. Может быть, это тоже связано с «Табакеркой» — много лет назад мы играли вместе в спектакле Адольфа Шапиро «Последние»: она играла мою маму, а отцом был Олег Павлович... А в апреле театр приступит к репетициям спектакля «Маскарад» по пьесе Лермонтова. Режиссер — Роландас Аткочюнас из Латвии. Роль Арбенина уже занята!
— Его вы будете играть сами. Вы сказали, что долго шли к этой роли, чем она вам так близка?
— «Маскарад» — это вечное произведение, актуальное до сих пор. Маски и лицемерие общества в то время и в нынешнее абсолютно идентичны. Арбенин — зрелый человек с огромным и горьким опытом ошибок, предательств и разочарований, разуверившийся в людях. У героя происходит внутренняя борьба с самим собой: он был рожден «с душой, кипучею, как лава», он был способен на большие свершения, но вынужден забиться и соблюдать законы фальшивого общества, хотя они раздражают его чрезвычайно. За свой проступок он несет чудовищное наказание. Это отсыл к Отелло. Живая, мятущаяся душа в глубоко прогнившем обществе. Человек, которого наказывают за то, что он не такой, как все.
—Во всем мире возрастные актеры переживают, что для них нет ролей. И действительно — драматурги больше пишут для молодых.
— Каждый сезон мы принимаем в труппу молодых артистов. Свежая кровь необходима, чтобы труппа развивалась. Безусловно, есть старики (я про себя, конечно).Но я стараюсь, чтобы были роли и у артистов старшего поколения. Ветеран нашего театра Виктор Шутов, который недавно отпраздновал 80-летний юбилей, играет у нас практически в каждом спектакле. Ведь возраст — это касается каждого. Сейчас мы молоды, снимаемся много. Потом проходит время, уходят роли. Мы все-таки не оперный театр, когда можно играть Ромео в семьдесят. В драматическом театре не так много персонажей, которых можно сыграть в зрелом возрасте. Я подумал и заказал пьесу — специально для актрис нашего старшего поколения — для всех. И сейчас нахожусь в поиске режиссера.