Секреты театрального закулисья
Театр начинается с вешалки, а образ артиста — с костюма. Библиотека № 261 поселения Сосенское представила выставку — коллекцию эскизов платьев, задействованных на именитых столичных сценах.
Эти костюмы блистают на сценах Малого театра и МХАТа им. Горького, в них играют классику: пьесы А. Н. Островского, постановки по произведениям Ф. М.
Достоевского и И. А. Гончарова. К слову, наряды носят сплошь именитые артисты — Ирина Муравьева, Борис Невзоров, Татьяна Панкова и другие.
Всего на выставке собрано более 60 рисунков, некоторые из них — с автографами артистов. «Новые округа» пообщались с автором экспозиции — художницей Татьяной Титовой — и узнали о секретах театрального закулисья.
Каждый костюм — это любовь
— В детстве я любила слушать по радио передачу «Театр у микрофона», смотреть спектакли и участвовать в школьных театральных постановках, — рассказала «НО» художница. — Когда-то в пионерлагере меня нарядили Царевной-Лебедь.
Кажется, платье создали из обычных занавесок, но я в нем буквально летала. Поэтому мне хочется дарить актерам с каждым костюмом ощущение счастья.
После школы она поступила в Институт легкой промышленности на швейный факультет, и во время бума театральных студий конца 1980-х с однокурсницей забрела в ДК МГУ на улице Герцена.
— Сказали, что хотим попробовать делать театральные костюмы. И, к нашему удивлению, нас пригласили на репетицию, — рассказала художница.
По словам Татьяны, самым сложным в работе художника по костюмам является необходимость убеждать: швейного мастера — в том, что так можно и нужно сделать, актера — что этот вариант костюма лучше смотрится. Художница знает: артисту важно быть уверенным в каждой детали костюма. Поэтому к требовательности исполнителей относится с пониманием и терпением.
Шаровары для Ирины Муравьевой
— По опыту могу сказать, что с народными артистами работать легко. Это профессионалы высокого уровня. Здесь сталкиваешься либо с конкретными пожеланиями, либо с умением обыграть те идеи, которые предлагает художник, — рассказывает Татьяна.
С Ириной Муравьевой она работала над костюмами для комедийных спектаклей.
— Тут можно было не бояться смелых решений. Купавина в «Волках и овцах» принимала своего поклонника в интерьерах, оформленных в восточном стиле.
В обсуждении я показала репродукцию Эдуарда Мане «Дама с веерами», мне показалось, что настроение и подобный костюм может подойти к этой сцене. «Это что же, мне в шароварах надо быть?» — спросила актриса. Я шаровары совсем не планировала, но эта неожиданная идея всем понравилась, — рассказывает наша героиня. — Ирина Вадимовна, мастер импровизаций, блестяще обыгрывала восточный костюм.
Секрет успеха — в деталях
Для Татьяны Панковой, игравшей роль пожилой родственницы в «Волках и овцах», был сделан кружевной чепец.
«Я нашла у себя вишенки, можно ли их добавить на чепчик? Мне кажется, они хорошо подойдут», — спросила исполнительница роли художницу.
Сказано — сделано. И вот небольшая роль, где из текста были представлены лишь несколько восклицаний: «Ну уж! Чего уж!» — заиграла вместе с вишенками.
Под руководством художницы театра героиня Светланы Амановой из бедной бесприданницы превращалась в даму с достатком в «Бешеных деньгах».
— Нужен был какой-то акцент, предложила актрисе примерить перстень с огромным треугольным бриллиантом-стеклом, купленный в каком-то переходе, — рассказывает Татьяна.
Светлана прихорашивалась перед зеркалом, делая широкий взмах рукой. Экспе римент прошел удачно: «Они охнули… и весь зал следил за рукой», — сообщила артистка. — И перстень оставили.
Профессиональные трудности
Наша героиня помнит и трудные времена театральной индустрии. 1990-е годы запомнились ей сложностью «доставать» необходимые материалы.
— Целая проблема была найти белый мех на костюм Деда Мороза для первой елки на Васильевском спуске в 1993 году.
В наличии имелся желтый — его пытались обесцветить и забелить разными невероятными способами, но ничего не получалось. В конце концов, спас нашего Дедушку один из театров, поделившийся своими запасами искусственного меха, — вспоминает Татьяна.
— В каждом костюме огромная доля рукодельных элементов: отделки-кисточки, расшитые бисером, розетки, роспись под кружево и многое другое.
Сейчас художница сотрудничает с компанией по производству объемных конструкций и ростовых кукол. И в каждый костюм она вкладывает душу.
— Знаете, кем я ощущала себя 8 Марта в этом году? Золушкой. Чтобы поехать на бал, надо было обшить и приклеить сто пять зерен риса к костюму ролла, — заключает Татьяна.