Счастливая история неравного брака
В выходные, 20 и 21 августа, завершает свою работу выставка «Тайны старых картин» в Третьяковской галерее. Среди многочисленных интересных полотен есть одно, которое связано с нашими округами.
В 1862 году Василий Пукирев написал, а через год представил на академической выставке ныне знаменитую картину «Неравный брак».
Она произвела такое впечатление, что Академия художеств присвоила ему звание профессора; пораженная картиной публика же стояла у полотна часами.
Между тем появлению картины на публике предшествовал грандиозный скандал между Пукиревым и его близким другом, Сергеем Варенцовым. Тот обвинил Василия в предательстве, узнав на картине... себя.
Претензии были понятны: Варенцов в этот момент ходил в женихах, посватавшись к Ольге Никитичне Урусовой, богатой представительнице известного купеческого рода, а на полотне ее жених был изображен в смятении: стоя справа от несчастной невесты, он, возмущенно скрестив руки, смотрел на нее с нескрываемой тоской и любовью.
Заминая скандал, Пукирев спешно подрисовал свадебному шаферу бородку. И тут ахнул Варенцов: он знал, что они похожи с другом Пукиревым, но чтобы так! Да, теперь могли поползти другие слухи — что на картине художник написал свой автопортрет. А что же было на самом деле?
Терзания многих душ
История полотна связана с новыми округами, конкретно — с усадьбой Внуково. Ее владельцами были в свое время Алексей Нестеров, обер-фискал при Петре Первом, о трагической судьбе которого надо было бы рассказать отдельно, затем Сергей Гагарин, один из основателей Московского общества сельского хозяйства.
Ну а потом тут хозяйничала Софья Николаевна Карзинкина, урожденная Рыбникова. И, по мнению большинства исследователей, ее история и отражена на знаменитом полотне Пукирева. Ее — и...не ее.
Василий Пукирев написал картину «на злобу дня». Тема разновозрастных браков была в России столь болезненной, что в феврале 1861 года Священный синод издал указ, осуждающий браки с большой разницей в возрасте.
В 1860 году в церкви Трех Святителей на Кулишках 24-летняя дочь богородского купца Рыбникова венчалась с купцом 1-й гильдии, известным меценатом Андреем Александровичем Карзинкиным. Он был на 13 лет старше невесты, и на момент свадьбы ему было 37 лет, так что ужасным стариком он представлялся лишь для того, кто сам бы хотел вести Софью под венец, — Сергея Варенцова, друга Пукирева.
С его точки зрения, был бы плох любой человек на месте Карзинкина! Остроты ситуации добавляло и то, что Варенцов был вынужден присутствовать на венчании любимой, — поскольку его брат Николай был женат на сестре Карзинкина-жениха. Рассказав Пукиреву свою историю, Варенцов рассчитывал на понимание, но не на появление своего портрета, особенно в преддверии запланированной женитьбы.
Впрочем, есть и другая версия. Лицо совершенно незаинтересованное, стороннее, друг художника Сергей Грибков утверждал, что на самом деле Пукирев описывал свою личную драму.
И прелестная невеста — это никакая не Рыбникова, а его возлюбленная Прасковья Матвеевна Варенцова, вроде бы однофамилица Сергея.
В 2002 году Третьяковка приобрела карандашный рисунок В. Д. Сухова, датированный 1907 годом, где на оборотной стороне портрета женщины в годах было подписано: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину «Неравный брак». Госпожа Варенцова живет в Москве, в Мазуринской богадельне».
Самый противный жених
Но что же жених? Пукирев, скорее всего, создал сочетанный портрет. Некоторые видят в чертах старика жениха портретное сходство с предводителем тверского дворянства Алексеем Полторацким, но на этюдах Пукирева к картине рукой художника приписано: «Писалось с князя Цицианова».
Как бы то ни было, старик получился неприятный и отталкивающий.
Но сам Карзинкин был вовсе не так плох, хотя и не так красив, как Сергей Варенцов.
По легенде, его предок привез сына в Москву в корзине для белья, оттуда и пошла именитая купеческая фамилия, записанная через «а» — в Москве, как известно, всегда «акали». Знаменитые торговцы чаем, основатели полотняных мануфактур славились меценатством и щедростью. А «тот самый» Карзинкин собирал у себя интеллектуалов, был знаком со Станиславским, многими известными художниками. Кстати, Константин Коровин замечал, что у Карзинкина все рабочие на фабрике живут так, как не снилось англичанам — таков уж был Андрей Александрович, владелец внуковских угодий, а ко всему прочему, еще и основатель Шекспировского общества в Москве, член совета Третьяковки.
Исследователи «расколдовали» имена и некоторых других участников таинства венчания. Рядом с Пукиревым стоит художник Петр Шмельков, а сбоку видна голова мастера по рамам Гребенского, который пообещал Пукиреву сделать к его картине уникальную раму.
Печальная невеста
А что же Софья? Она была счастлива с Карзинкиным.
Правда, из троих детей они потеряли совсем маленькой Сонечку — дочка погибла от туберкулеза.
Безутешная мать передала Бахрушинской больнице приличную по тем временам сумму, 20 тысяч рублей, и при больнице открыли корпус для болеющих туберкулезом женщин. Сын Саша был очень образован, входил в советы нескольких банков, был известен как крупный домовладелец и исследователь русских медалей периода средних веков.
Андрей Карзинкин умер в 1906 году. Софья — в 1911-м. Последней владелицей «Карзинкиной дачи» во Внукове стала Елена Андреевна Карзинкина — женщина-художница, ученица Василия Поленова. Выйдя замуж за поэта и писателя Николая Телешова, много лет служившего директором музея МХАТа, она организовывала в их доме на Покровском бульваре (ныне дом № 18) ставшие знаменитыми музыкально-литературные «среды», участниками которых были Рахманинов и Шаляпин, Горький и Куприн, Брюсов и Гиляровский. Елена стала последней любовью Исаака Левитана. Перед смертью он писал: «Как-нибудь все-таки наперекор жаре и сердцу, — возьму да и приеду в Одинцово...»