Понедельник, 22 июля 2024, 20:28
Пасмурно 19°
Цитата дня
— В ТиНАО активно реализуется политика сбалансированной застройки территорий. В приоритете для нас — улучшение логистики и создание новых рабочих мест. Предполагается, что после открытия складского комплекса здесь смогут трудоустроиться около 400 человек. Площадь застройки составила примерно 1,5 тысячи квадратных метров
— В ТиНАО активно реализуется политика сбалансированной застройки территорий. В приоритете для нас — улучшение логистики и создание новых рабочих мест. Предполагается, что после открытия складского комплекса здесь смогут трудоустроиться около 400 человек. Площадь застройки составила примерно 1,5 тысячи квадратных метров
Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов

Опросы

Ежегодно 26 июля отмечается День парашютиста. Знаете ли вы, сколько прыжков из самолета Ан-2 выполнили представители Центра «Лидер» из Мосрентгена с высоты 600 метров?

Загрузка ... Загрузка ...
15 октября 2020 года. Десеновское. В Ватутинской детской школе искусств есть музей. Фото: Владимир Смоляков

Самый несерьезный композитор

15 октября 2020 года. Десеновское. В Ватутинской детской школе искусств есть музей. Фото: Владимир Смоляков
15 октября 2020 года. Десеновское. В Ватутинской детской школе искусств есть музей. Фото: Владимир Смоляков

«НО» продолжают рассказывать о людях, в честь которых названы улицы и здания в Новой Москве. В этот раз речь пойдет о композиторе, дирижере и педагоге Дмитрии Кабалевском, чье имя носят улица и Ватутинская детская школа искусств в поселении Десеновское.

Случайный попутчик Директор музыкальной школы Валерия Марковна Чигаева села в незнакомую черную «Волгу» и только спустя пару минут поняла, что произошло...

— Я даже сразу не посмотрела, кто за рулем. Просто села назад. А когда увидела, не смогла произнести ни звука, — вспоминает она сейчас.

Седые волосы, зачесанные назад, очки, знакомые глаза, отражение которых она увидела в зеркале...

— Это был Дмитрий Борисович Кабалевский! Я просто мечтала с ним познакомиться. Даже ходила около его дома, здесь, недалеко, что в поселке около Троицка. Но так ни разу не встретила композитора. Да, можно было бы постучаться к нему домой, зайти в гости. По рассказам, Дмитрий Борисович всегда принимал гостей, даже незнакомцев. Но я так и не осмелилась этого сделать. А тут... — рассказывает Валерия Марковна.

Композитор Дмитрий Кабалевский. Фото: Олег Макаров / РИА Новости
Композитор Дмитрий Кабалевский. Фото: Олег Макаров / РИА Новости

До Москвы ее предложил подвезти сам мастер. Композитор, дирижер, педагог с большой буквы.

— Он ехал очень спокойно и свободно. А я от волнения так и не смогла сказать ни слова, как будто язык прилип к гортани, — говорит Валерия Марковна. — Это была моя первая и последняя встреча с Дмитрием Борисовичем.

...Все, кто знал композитора, действительно, рассказывали, как просто было общаться с этим человеком. Тем, кто заставил всю страну иначе посмотреть на музыку. Он учил чувствовать ее, понимать, посвящал ей практически все свое время. Писал о ней статьи, рассказы. Даже создал собственную программу по музыке для общеобразовательной школы. А еще оказался одним из тех, кто инициировал в Советском Союзе международный музыкальный конкурс, пригласив из-за рубежа, в том числе и из Америки, лучших музыкантов. Он, Герой Соцтруда, народный артист, лауреат Ленинской, трех Сталинских и многих других премий, кажется, даже никогда и не думал о своих наградах и званиях. Он не обращал на них никакого внимания. Наверное, просто потому, что их могло бы не быть, сложись его судьба чуть-чуть иначе. Хотя...

Музыкальное отторжение

В детстве Дмитрий Кабалевский был настолько беспокойным ребенком, что вряд ли те же педагоги могли сказать о нем: «Он станет человеком, которым будет восхищаться вся страна». О музыке тогда речи и не шло. Ею он начал заниматься поздно, только в 15 лет. И то больше по счастливой случайности.

Правда, уже в пять лет будущий композитор сочинил свое первое произведение и... горько заплакал!

В Ватутинской детской школе искусств есть музей, где все вещи являются подлинными, в том числе и рояль. Одна из улиц в поселении названа в честь композитора. Фото: Владимир Смоляков
В Ватутинской детской школе искусств есть музей, где все вещи являются подлинными, в том числе и рояль. Одна из улиц в поселении названа в честь композитора. Фото: Владимир Смоляков

Он просто нашел чистый лист нотной бумаги, исписал его не нотами, а странными каракулями, и потом потребовал от своей тети Веры сыграть шедевр на рояле. Женщина пришла в ужас. — Никто на свете не сможет это сыграть! — отрезала она.

И мальчик расстроился. Да настолько, что потом еще пятнадцать лет даже не подумает сочинять музыку. Была бы его воля, он, может, и вообще бы забыл, что это такое. Но... Через два года многое изменилось.

Несмотря на службу отца в Главном управлении по делам местного хозяйства Министерства внутренних дел, мальчика отдали в Городское начальное училище.

— Ты должен знать простых людей и не считать их людьми хуже себя, — говорил отец, посадив сына за парту с самыми обычными мальчиками.

А чтобы образование Дмитрия было разносторонним, домашние сами позаботились об этом. Посадили ребенка за рояль. И — промахнулись. Мальчику оказалось скучно! Учиться с простыми дворовыми ребятами ему было куда интереснее.

Преподавателем фортепиано у Дмитрия стала его же тетя Вера. Она понимала, что есть у мальчика и абсолютный слух, и хорошая память, и чувство ритма... Но любви к гаммам, этюдам просто не было. Дмитрий ненавидел их всей душой. Ему же, этакому непоседе, больше нравилось подбирать на инструменте некогда услышанные мелодии и импровизировать. За этим он мог просиживать часами. Но из-за недостатка времени не мог себе это позволить. Поэтому надеялся, что рано или поздно забросит наскучившие ему этюды и займется чем-то другим. И повод для этого нашелся совсем скоро.

Запрещенное произведение

Когда дома в очередной раз собрались гости, тетя Вера не выдержала, чтобы не похвастаться талантами своего племянника. По крайней мере тот уже неплохо играл этюд Бургмюллера. И женщина хотела, чтобы Дмитрий сыграл его на домашнем вечере сию же секунду. Она уже представила, в каком восторге окажутся родственники, начнут одобрительно хлопать, восхищаться мастерством мальчика и ее педагогическим талантом.

Но Дмитрий упрямился и возмущался, не желая даже подходить к инструменту. Правда, после долгих уговоров все-таки сел за пианино. Но только с одной мыслью. «Сейчас будет смешно», — подумал он и заиграл. Улыбка на лице тети Веры резко сменилась испугом. Впрочем, вне себя от ужаса была и мама Дмитрия. Еще чутьчуть, и понадобился бы доктор, чтобы привести их в чувство.

В шоке оказались и родственники. То, что доносилось из пианино, по их мнению, только оскверняло инструмент. Да и как можно было научить маленького мальчика такому!

А Дмитрия и не надо было учить. Радостный музыкант вместо обещанного этюда продолжал играть услышанный неизвестно где «Матчиш» (так называемое бразильское танго, движения которого носят эротический характер. — «НО») и был вполне доволен собой.

Эффект от его шутки был, конечно, потрясающий. Дмитрия освободили от скучных этюдов и гамм. И мальчик больше вообще не подходил к пианино. Он свободен!

Случайное возвращение

Постреволюционная Москва, куда из Петербурга Кабалевские вынуждены были переехать после октябрьских событий, встретила холодом, голодом и комнаткой в общежитии на Донской улице. Так близко к простому народу, как в тот момент, Дмитрий еще никогда не был. Сам думал, где искать дрова, чтобы хоть как-то помочь семье и прогреть дом. Пытался добыть пропитание и несказанно радовался тем ужасающим, мерзким, невкусным обедам, которые подавали в школе.

 Но, что интересно, именно в это время он неожиданно для себя вновь начинает заниматься музыкой и брать уроки. А в 1919 году поступает в Третью государственную музыкальную школу на Арбатской площади. С тех пор в его доме даже появилось пианино напрокат, на котором в холодную погоду он играл красными, опухшими, потрескавшимися от мороза пальцами.

Из воспоминаний Д. Б. Кабалевского:

«Не могу сказать, что в тот период я занимался с большим удовольствием, но воспитанная с детства привычка делать по возможности как следует все, за что взялся, брала свое».

Хотя учился он в музыкальной школе через силу. Директор даже хотел его выгнать за безделье, но мальчик медленно, но верно делал успехи. Ему было всего 15 лет.

Все для детей

Дмитрию Борисовичу не было и 50 лет, когда он достиг практически всего. Прекрасная семья, квартира в столице, загородный дом. Звания, награды. К тому моменту он стал трех кратным лауреатом Сталинской премии за Второй квартет, за Концерт скрипки с оркестром и за оперу «Семья Тараса». Был заслуженным деятелем искусств, общественным деятелем, членом Советского комитета защиты мира (цель которого договориться с США об уничтожении ядерного оружия). Как так получилось? Кабалевский просто нашел себя.

Но композитору казалось, то, что он уже сделал, лишь малая доля того, что может. Так оно и было.

Год от года званий в его копилке становилось все больше и больше. Он ездил по всему миру, писал книги, продолжал сочинять произведения. Да и сам был уже довольно известным человеком. Его произведения можно было услышать в различных фильмах, их с удовольствием слушали за рубежом. Но композитор постоянно думал о другом.

...Кабалевский снова встал из-за стола и начал ходить по кабинету. Анализируя все то, что он уже сделал в музыке, пытался понять: как пробудить в простом советском человеке, у которого не так много времени подумать о себе и об искусстве, любовь к музыке.

— Нет, конечно, нашим людям она очень нравится, — думал он. — Но ведь они ее до конца не понимают, не представляют, не чувствуют. А ведь она — ключ к воспитанию человека. Она помогает делать человека другим. Вырастить из хулигана примерного гражданина, заставить непоседу успокоиться хотя бы на миг. Точно!

Он вспомнил себя в детстве. Его, озорника и проказника, которым в школе были, мягко говоря, недовольны, могла усмирить только музыка. Та, которую он услышал случайно, а потом пытался подобрать на рояле. Та, что он сочинял в самом раннем детстве, записывая ее каракулями. Кабалевский понял. Он должен сделать все, чтобы музыку стали преподавать детям в школе. Этому композитор и посвятил остаток своей жизни.

Дмитрий Борисович Кабалевский разработал целую систему преподавания музыки в обычной школе. Для того чтобы проверить, как она работает, сам пошел в обычные учителя, хотя на тот момент ему уже было 69.

Те, кто учился в советской школе в 80-е, могли застать те самые уроки музыки, сделанные по программе Дмитрия Борисовича. Они помогали не просто разучивать песни, а думать, представлять, воображать, анализировать. Например, он ввел на уроке правило тишины. Только так, считал он, можно научиться слышать музыку. А еще написал простую и «сухую» школьную программу обычным и понятным языком, который был бы доступен детям с разным музыкальным уровнем образования. И был понятен ему, тому самому семилетнему мальчику, которого хотели приучить к простым этюдам и гаммам. Но это была совсем не его история.

Новости партнеров