Сам Тодоровский восхищался ею
В России 5 октября отмечают День учителя. Школьники поздравляют педагогов, устраивают концерты, а газеты в этот день пестрят рассказами об учителях. «НО» тоже решили познакомиться с одним из них, заслуженным работником культуры РФ Таисией Федоровной Посоховой. Правда, преподает она не в школе, а в Доме культуры «Мосрентген». Здесь уже больше тридцати лет назад она создала театр-студию «МолоТТ», а позже — театральную студию «Маленький принц».
Таисия Федоровна пришла на репетицию и не смогла поверить своим глазам. На старом немецком рояле, на который даже вазу боялись поставить, стояли стулья с железными ножками. А усевшись на них, покачивались двое ее учеников.
— Я даже не помню, как вбежала на сцену и скинула их! — рассказывает Таисия Федоровна.
Одному она даже порвала рубашку.
— Об этом мне уже рассказывали сами пацаны (так она называла своих воспитанников, трудных подростков, по которым в 90-е плакала детская комната милиции). Конечно, когда мы говорили об этом после, ребята вспоминали это со смехом, — говорит Таисия Федоровна.
Но тогда...
— Что вы натворили? — кричала она. Воспитывать этих сложных подростков можно было только так и никак иначе. Это понимала и Таисия Федоровна, и те самые пацаны, которые потом приходили и просили прощения за содеянное.
А ведь сколько она в них вкладывала. Открывала для них Подмосковье, организовывая экскурсии по разным городам. Всегда ждала их у себя в гостях, где они долго засиживались: пили чай и разговаривали. С ее подачи те самые пацаны даже снялись в кино «Витька Шушера и автомобиль», получив за это приличный на начало 90-х гонорар. Поэтому любой такой шаг в сторону Таисия Федоровна воспринимала как личный удар. Ведь не этому она столько времени учила своих воспитанников.
Хотя у нее самой характер непрост. Может быть, поэтому она знает, когда можно повысить голос, а когда, наоборот, лучше решить все мирно.
— Как-то во время репетиции я разозлилась и не поняла, как выдернула шесть скрепленных между собой стульев, прикрученных к полу, — вспоминает Таисия Федоровна.
А когда после репетиции посмотрела на ребят и строго спросила: «Кто это сделал?» Через минуту услышала тихий робкий голос: «Таисия Федоровна, так это ж вы». Конечно, она попросила у ребят прощения. Хотя бы за ту интонацию вопроса. Ведь всякое бывает.
Но ученики никогда на нее не обижались. В ее театре играли разные дети: мальчики и девочки из интеллигентных семей, те, кто остался без родителей, и те самые пацаны. Она умела находить подход к каждому, независимо от обстоятельств.
— Секрет прост: сумма энергий детей должна быть не выше, чем моя, а превысить ее сложно, — говорит Таисия Федоровна.
Она и сама человек-энергия. Ее ученики всю жизнь обращались к ней за советом, с разными вопросами. И она помогала. Потому что чувствовала ответственность за жизни тех, кто пришел к ней. Это были ее дети. Некоторые из них, уже будучи взрослыми, до сих пор играют в созданном ей театре. На занятия приводят и своих детей.
А свой первый студенческий театр Таисия Посохова создала еще в родном Новосибирске. Он стал популярным не только в городе, но и во всей стране. В театральных кругах и сама Таисия Федоровна была персоной весьма известной. Два раза в год на протяжении многих лет она ездила в Москву, участвуя в так называемых лабораториях. Их вели известные театральные режиссеры, которые вместе с коллегами смотрели лучшие постановки, анализировали их и двигали вперед отечественный театр. В такое театральное общество Таисия Федоровна и входила, развивая свое детище.
Но в один момент она решила немного изменить свою жизнь и уехать в Москву.
— У меня дочка как раз окончила учебу на актерско-режиссерском факультете, я решила, что нужно перебраться к ней поближе, — говорит Таисия Федоровна. — И оказалась здесь, в Доме культуры в Мосрентгене.
Директор был счастлив услышать, что в его учреждении может появиться свой театр. И Таисия Федоровна осталась. Сначала работала еще и в вузе, а потом ушла с головой в свой молодежный театр, который потом назвали «МолоТТ». И как бы сложно ни было, у нее все получалось: она находила костюмы, декорации. Некоторым вещам уже сто лет. И ими до сих пор пользуются.
Даже кресла, которые сейчас стоят в репетиционном зале, с историей. На одном, с голубым покрывалом, дважды сидел режиссер Петр Ефимович Тодоровский.
— Все талантливые дети! Как у вас так получается? Ну все талантливы! — восклицал он, решив снять одного воспитанника в своей картине.
А здесь и не было другого выхода. У Таисии Федоровны своя методика обучения актеров. Ее, казалось бы, необычные упражнения помогают ребятам раскрыться, начать мыслить, анализировать, сопоставлять. Правда, дети пока этого не понимают. Они играют в прятки, пытаясь найти ключ, визуализируют скороговорки, а иногда даже катаются по полу. Кажется, что в любой момент к ним могла бы присоединиться и сама Таисия Федоровна.
— Я ведь и сама в душе ребенок, — говорит она.
Ну а дети... Счастливы видеть своего человека.
...На небольшом столике у «режиссерского» кресла Таисии Федоровны лежит хризантема. Матвей, на вид второклассник, прерывает объяснение педагога и говорит: «Ее вам передала бабушка». А сам, немного смущаясь, смотрит на Таисию Федоровну. Она улыбается и говорит «спасибо». А маленький Матвей, на секунду покраснев, от смущения отворачивает взгляд. Ведь наверняка та самая хризантема и от него тоже. И с какой радостью он нес ее на занятие, можно только представить.