Суббота, 27 апреля 2024, 17:21
Пасмурно 12°

Опросы

Ежегодно 1 мая отмечается Праздник Весны и Труда. Знаете ли вы, какое имя восхваляет День международной солидарности трудящихся?

Загрузка ... Загрузка ...
Цитата дня
— Для бойцов письма — это не просто бумага, это теплые слова, которые напоминают мужчинам о том, что они не одиноки, что о них помнят, о них заботятся, их любят и ждут
— Для бойцов письма — это не просто бумага, это теплые слова, которые напоминают мужчинам о том, что они не одиноки, что о них помнят, о них заботятся, их любят и ждут
настоятель храма Вознесения Господня в Щаповском Максим Соловьев

С корабля на бал, или Фарфоровые танцоры в Остафьеве

На Венецианском карнавале зачастую носили черный цвет. Он считался благородным. А традиция эта пришла из Византийской империи, которая оказала когда-то большое влияние на Италию. Фото: Виктор Хабаров, «Вечерняя Москва»

В Музее-усадьбе «Остафьево — «Русский Парнас» 16 сентября открылась необычная выставка. На ней представлены фарфоровые куклы, в бальных нарядах разных эпох. И название у экспозиции говорящее: «Маскарад в Остафьеве». А экспонаты предоставил музей кукол «Галерея Анастасии Чижовой».

Пройдя длинными коридорами усадьбы, вы попадете на самый верх, во флигель. Там в двух залах посетителей встречают фарфоровые куклы, которые, кажется, готовы пуститься в пляс. Шахерезада, мадам Помпадур, римские богини, Юлий Цезарь… И все эти образы имеют прототипов не только в мировой истории. Но и истории балов. Но самое удивительное — все куклы, представленные на выставке, от и до созданы одним человеком.

Специально для музея

На выставке, посвященной балам,
присутствие Пушкина не случайно — он не раз бывал в Остафьеве. А еще рядом с ним посадили кукол, сделанных по образам из «Пиковой дамы». Фото: Виктор Хабаров, «Вечерняя Москва»

— Все куклы, что вы видите здесь, целиком созданы вручную. И фарфоровая основа, и роспись, и костюмы, — начинает свой рассказ искусствовед музея кукол «Галерея Анастасии Чижовой» Елена Егорова, которая выступила в роли экскурсовода на выставке. — Их специально для музея при жизни изготовила главный художник галереи Олина Вентцель.

На фото искусствовед Елена Егорова

По образованию Олина Дмитриевна была театральным художником, а после выпуска долгое время работала по специальности. Ее работы можно увидеть даже в кино. Например, Олина Вентцель была художником-постановщиком фильмов «И еще одна ночь Шахерезады», «Осада» и «Случай в аэропорту». Но в 1986 году она увлеклась другим искусством — созданием кукол из фарфора.

— Создание одной такой куклы занимало от двух месяцев до года. С помощью своих творений она старалась передать образы, с которыми работала в театре, — рассказывает Елена Егорова. — Ее работы — даже не куклы в обычном понимании, а своеобразная дворцовая скульптура, требующая определенного интерьера, соответствующего окружения, целого мира, формируемого вокруг нее.

Одним из популярных образов
в XVIII–XIX веках стали выдающиеся личности времен Римской империи. Будь то герои
мифов или государственные
деятели. Например, Наполеон
Бонапарт популяризировал образ императора Юлия Цезаря. Фото: Виктор Хабаров, «Вечерняя Москва»

Став главным художником «Галереи Анастасии Чижовой», Олина Вентцель начала создавать

целые коллекции, которые завоевали популярность не только в России, но и во всем мире. И одним из таких собраний стали куклы, облаченные в бальные наряды разных эпох.

Балы в России и Европе

Олина очень любила венецианские карнавалы. Она изучала их историю, традиции, и все это не только ради знаний. Но и для того, чтобы создать узнаваемые точные образы.

— В Римской империи одним из самых популярных маскарадов были Сатурналии — праздник в честь бога Сатурна, отмечавшийся перед новым годом. Он и стал предшественником венецианского карнавала, — рассказывает искусствовед.

Тема греческой мифологии была популярна в XVII–XIX веках. Олина Вентцель сделала трех
кукол с отсылкой на рождение Венеры, при этом
создав образ других нимф
и богинь. Например, одна
из них — богиня Весна. Фото: Виктор Хабаров, «Вечерняя Москва»

Куклы, будто прямиком из Венеции, стоят в первом зале. Издалека костюмы кажутся скромными, даже строгими — черный и белый, закрытые платья, широкополые шляпы. Но стоит приблизиться — и ты понимаешь, что это не совсем так. Расшитые стеклярусом и бисером, наряды производят впечатление богатых аристократических одеяний. Бархатные маски скрывают лица. И тут приходит осознание, что ты не знаешь, две это женщины или мужчина и женщина. А может, и вовсе под масками скрываются двое мужчин...

 

— На карнавале каждый мог одеться в костюм, не подходящий по статусу и полу, — объясняет музейный работник. — Например, паж мог появиться в наряде аристократа, а мужчина надевал платье женщины.

Своеобразные карнавалы были и в России. Колядки, во время которых праздновавшие скрывали свое лицо под маской, например. Ну чем не карнавал?

Но существовали и другие балы, официальные. Именно их и «привез» в Россию Петр I из Европы, куда он уезжал на обучение. А в 1718-м и вовсе издал «Указ об ассамблеях», где были прописаны правила проведения мероприятий. Они были строгими, никакой вольности не допускалось. За неправильный наряд или незнание танца в высшем свете могли засмеять. Следила за соблюдением этикета принимающая бал сторона. Во втором зале экспозиции за посетителями и куклами внимательно наблюдала героиня «Пиковой дамы» Александра Пушкина вместе с автором.

— Существовал обычай выбирать королеву бала. В конце праздника самую красивую и грациозную девушку награждали маленьким букетиком. Ее называли королевой бала, и в следующий раз она обязана была принять мероприятие у себя, — рассказывает искусствовед. — Здесь, как видите, за нашим мероприятием следит старуха Пиковая дама, а с ней девушка — королева бала.

Белые перчатки, масоны и не только

Проходя по выставке, можно заметить не только кукол. Стеклянные стенды стоят по периметру зала. Под стеклом настоящие сокровища — подлинники аксессуаров, модных на балах.

Цвет чистоты. Белые перчатки были популярны как у дам, так и у кавалеров в XVII–XIX веках в России. Их делали из тонкой кожи, расшивали бисером, шелком и драгоценными камнями. Фото: Виктор Хабаров, «Вечерняя Москва»

— Здесь у нас сумочки из бисера. Видите, какие они маленькие? Их делали такими, чтобы они не мешали даме на балу, — показывает на экспонат Елена Егорова. — А там белые перчатки из тонкой кожи. Такой аксессуар, кстати, надевали только на одно мероприятие. Снимали их перед банкетом на балу, а после складывали дома и больше не трогали.

Легкий образ. В XVIII–XIX веках дамы носили компактные и светлые веера. Такими они были, чтобы не нарушать легкость «античного» костюма, который был популярен в период наполеоновских войн. Фото: Виктор Хабаров, «Вечерняя Москва»

И дело не только в гигиене — такие перчатки ведь не постираешь даже. Тонкая кожа, из которой делали аксессуар, легко рвалась. Даже самостоятельно надеть или снять их было делом непосильным. Дамам и кавалерам помогали служки.

Красота и удобство. Одним из непременных аксессуаров на балах были сумочки. Их делали из бисера, стеклянных блесток или даже жемчуга. Но при этом сумочки были небольшие — чтобы не мешались. Фото: Виктор Хабаров, «Вечерняя Москва»

А еще все перчатки были белыми. По одной из версий, это связано с модой на масонство в XVIII–XIX веках в Российской империи. Все участники ложи обязательно носили белые перчатки — как символ чистоты своих помыслов. Надевали их на приемы и даже если ехали свататься.

— Даже существует поговорка: «Политика не делается в белых перчатках». Как раз потому, что они считались символом чистоты, — рассказывает экскурсовод.

Единственный во всем мире

Олина Вентцель в своих куклах зачастую старалась
воплотить известные образы. В первую очередь,
конечно, прототипами становились актеры театра
и кино. Например, в образах кукол шутов угадывается актер Зиновий Гердт. Фото: Виктор Хабаров, «Вечерняя Москва»

Особое внимание искусствовед советует обратить на небольшой металлический экспонат, похожий на деталь от музыкальной шкатулки. Это — бальная книжечка танцмейстера с анемометром (тактовым механизмом. — «НО»).

— Ее изготовили в 1891 году в Вене. Эту книжечку изготовили специально для бала, посвященного достижениям производства, — рассказывает музейный работник. — После этого данный анемометр нигде и никогда больше не использовали.

А изготовила книжечку фирма Wellner, которая делала... столовые приборы. Тактовый механизм крепился на талию танцмейстера. И когда тот начинал движение, издавал звук, похожий на тихий звон. Окружающие не слышали, как анемометр отбивает такт, а вот сам танцмейстер благодаря механизму мог не сбиваться с ритма.

— Нашему музею анемометр передала праправнучка того самого танцмейстера, — рассказывает Елена Егорова. — Механизм как реликвию передавали в их семье из поколения в поколение. Пока они не решили, что место этому тактовому механизму в музее, где множество людей его увидят и узнают, что это вообще такое.

Справка

Олина Вентцель при жизни удостоилась звания «мэтр музейной куклы» и медали «За выдающийся вклад в развитие коллекционного дела в России». Ее работы выставлялись в Нью-Йорке, Берлине, Копенгагене, Венеции, Париже и даже на Гавайях. Но одним из самых больших собраний произведений Олины Вентцель обладает московская «Галерея Анастасии Чижовой», где она была главным художником.

Новости партнеров