Среда, 23 апреля 2025, 01:58
Пасмурно 13°

Опросы

Красная горка — древнерусский праздник, который отмечается в первое воскресенье после Пасхи и считается одним из важных народных праздников весны. Знаете ли Вы, как еще называют этот праздник?

Загрузка ... Загрузка ...
Цитата дня
 Площадь двухэтажного детского сада, расположенного на пересечении улиц Александры Монаховой и Эдварда Грига, составляет свыше 2,7 тысячи квадратных метров. Учреждение после завершения строительных работ передали в столичную систему образования.
Площадь двухэтажного детского сада, расположенного на пересечении улиц Александры Монаховой и Эдварда Грига, составляет свыше 2,7 тысячи квадратных метров. Учреждение после завершения строительных работ передали в столичную систему образования.
Заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов.

С корабля на бал, или Фарфоровые танцоры в Остафьеве

На Венецианском карнавале зачастую носили черный цвет. Он считался благородным. А традиция эта пришла из Византийской империи, которая оказала когда-то большое влияние на Италию. Фото: Виктор Хабаров, «Вечерняя Москва»

В Музее-усадьбе «Остафьево — «Русский Парнас» 16 сентября открылась необычная выставка. На ней представлены фарфоровые куклы, в бальных нарядах разных эпох. И название у экспозиции говорящее: «Маскарад в Остафьеве». А экспонаты предоставил музей кукол «Галерея Анастасии Чижовой».

Пройдя длинными коридорами усадьбы, вы попадете на самый верх, во флигель. Там в двух залах посетителей встречают фарфоровые куклы, которые, кажется, готовы пуститься в пляс. Шахерезада, мадам Помпадур, римские богини, Юлий Цезарь… И все эти образы имеют прототипов не только в мировой истории. Но и истории балов. Но самое удивительное — все куклы, представленные на выставке, от и до созданы одним человеком.

Специально для музея

На выставке, посвященной балам,
присутствие Пушкина не случайно — он не раз бывал в Остафьеве. А еще рядом с ним посадили кукол, сделанных по образам из «Пиковой дамы». Фото: Виктор Хабаров, «Вечерняя Москва»

— Все куклы, что вы видите здесь, целиком созданы вручную. И фарфоровая основа, и роспись, и костюмы, — начинает свой рассказ искусствовед музея кукол «Галерея Анастасии Чижовой» Елена Егорова, которая выступила в роли экскурсовода на выставке. — Их специально для музея при жизни изготовила главный художник галереи Олина Вентцель.

На фото искусствовед Елена Егорова

По образованию Олина Дмитриевна была театральным художником, а после выпуска долгое время работала по специальности. Ее работы можно увидеть даже в кино. Например, Олина Вентцель была художником-постановщиком фильмов «И еще одна ночь Шахерезады», «Осада» и «Случай в аэропорту». Но в 1986 году она увлеклась другим искусством — созданием кукол из фарфора.

— Создание одной такой куклы занимало от двух месяцев до года. С помощью своих творений она старалась передать образы, с которыми работала в театре, — рассказывает Елена Егорова. — Ее работы — даже не куклы в обычном понимании, а своеобразная дворцовая скульптура, требующая определенного интерьера, соответствующего окружения, целого мира, формируемого вокруг нее.

Одним из популярных образов
в XVIII–XIX веках стали выдающиеся личности времен Римской империи. Будь то герои
мифов или государственные
деятели. Например, Наполеон
Бонапарт популяризировал образ императора Юлия Цезаря. Фото: Виктор Хабаров, «Вечерняя Москва»

Став главным художником «Галереи Анастасии Чижовой», Олина Вентцель начала создавать

целые коллекции, которые завоевали популярность не только в России, но и во всем мире. И одним из таких собраний стали куклы, облаченные в бальные наряды разных эпох.

Балы в России и Европе

Олина очень любила венецианские карнавалы. Она изучала их историю, традиции, и все это не только ради знаний. Но и для того, чтобы создать узнаваемые точные образы.

— В Римской империи одним из самых популярных маскарадов были Сатурналии — праздник в честь бога Сатурна, отмечавшийся перед новым годом. Он и стал предшественником венецианского карнавала, — рассказывает искусствовед.

Тема греческой мифологии была популярна в XVII–XIX веках. Олина Вентцель сделала трех
кукол с отсылкой на рождение Венеры, при этом
создав образ других нимф
и богинь. Например, одна
из них — богиня Весна. Фото: Виктор Хабаров, «Вечерняя Москва»

Куклы, будто прямиком из Венеции, стоят в первом зале. Издалека костюмы кажутся скромными, даже строгими — черный и белый, закрытые платья, широкополые шляпы. Но стоит приблизиться — и ты понимаешь, что это не совсем так. Расшитые стеклярусом и бисером, наряды производят впечатление богатых аристократических одеяний. Бархатные маски скрывают лица. И тут приходит осознание, что ты не знаешь, две это женщины или мужчина и женщина. А может, и вовсе под масками скрываются двое мужчин…

 

— На карнавале каждый мог одеться в костюм, не подходящий по статусу и полу, — объясняет музейный работник. — Например, паж мог появиться в наряде аристократа, а мужчина надевал платье женщины.

Своеобразные карнавалы были и в России. Колядки, во время которых праздновавшие скрывали свое лицо под маской, например. Ну чем не карнавал?

Но существовали и другие балы, официальные. Именно их и «привез» в Россию Петр I из Европы, куда он уезжал на обучение. А в 1718-м и вовсе издал «Указ об ассамблеях», где были прописаны правила проведения мероприятий. Они были строгими, никакой вольности не допускалось. За неправильный наряд или незнание танца в высшем свете могли засмеять. Следила за соблюдением этикета принимающая бал сторона. Во втором зале экспозиции за посетителями и куклами внимательно наблюдала героиня «Пиковой дамы» Александра Пушкина вместе с автором.

— Существовал обычай выбирать королеву бала. В конце праздника самую красивую и грациозную девушку награждали маленьким букетиком. Ее называли королевой бала, и в следующий раз она обязана была принять мероприятие у себя, — рассказывает искусствовед. — Здесь, как видите, за нашим мероприятием следит старуха Пиковая дама, а с ней девушка — королева бала.

Белые перчатки, масоны и не только

Проходя по выставке, можно заметить не только кукол. Стеклянные стенды стоят по периметру зала. Под стеклом настоящие сокровища — подлинники аксессуаров, модных на балах.

Цвет чистоты. Белые перчатки были популярны как у дам, так и у кавалеров в XVII–XIX веках в России. Их делали из тонкой кожи, расшивали бисером, шелком и драгоценными камнями. Фото: Виктор Хабаров, «Вечерняя Москва»

— Здесь у нас сумочки из бисера. Видите, какие они маленькие? Их делали такими, чтобы они не мешали даме на балу, — показывает на экспонат Елена Егорова. — А там белые перчатки из тонкой кожи. Такой аксессуар, кстати, надевали только на одно мероприятие. Снимали их перед банкетом на балу, а после складывали дома и больше не трогали.

Легкий образ. В XVIII–XIX веках дамы носили компактные и светлые веера. Такими они были, чтобы не нарушать легкость «античного» костюма, который был популярен в период наполеоновских войн. Фото: Виктор Хабаров, «Вечерняя Москва»

И дело не только в гигиене — такие перчатки ведь не постираешь даже. Тонкая кожа, из которой делали аксессуар, легко рвалась. Даже самостоятельно надеть или снять их было делом непосильным. Дамам и кавалерам помогали служки.

Красота и удобство. Одним из непременных аксессуаров на балах были сумочки. Их делали из бисера, стеклянных блесток или даже жемчуга. Но при этом сумочки были небольшие — чтобы не мешались. Фото: Виктор Хабаров, «Вечерняя Москва»

А еще все перчатки были белыми. По одной из версий, это связано с модой на масонство в XVIII–XIX веках в Российской империи. Все участники ложи обязательно носили белые перчатки — как символ чистоты своих помыслов. Надевали их на приемы и даже если ехали свататься.

— Даже существует поговорка: «Политика не делается в белых перчатках». Как раз потому, что они считались символом чистоты, — рассказывает экскурсовод.

Единственный во всем мире

Олина Вентцель в своих куклах зачастую старалась
воплотить известные образы. В первую очередь,
конечно, прототипами становились актеры театра
и кино. Например, в образах кукол шутов угадывается актер Зиновий Гердт. Фото: Виктор Хабаров, «Вечерняя Москва»

Особое внимание искусствовед советует обратить на небольшой металлический экспонат, похожий на деталь от музыкальной шкатулки. Это — бальная книжечка танцмейстера с анемометром (тактовым механизмом. — «НО»).

— Ее изготовили в 1891 году в Вене. Эту книжечку изготовили специально для бала, посвященного достижениям производства, — рассказывает музейный работник. — После этого данный анемометр нигде и никогда больше не использовали.

А изготовила книжечку фирма Wellner, которая делала… столовые приборы. Тактовый механизм крепился на талию танцмейстера. И когда тот начинал движение, издавал звук, похожий на тихий звон. Окружающие не слышали, как анемометр отбивает такт, а вот сам танцмейстер благодаря механизму мог не сбиваться с ритма.

— Нашему музею анемометр передала праправнучка того самого танцмейстера, — рассказывает Елена Егорова. — Механизм как реликвию передавали в их семье из поколения в поколение. Пока они не решили, что место этому тактовому механизму в музее, где множество людей его увидят и узнают, что это вообще такое.

Справка

Олина Вентцель при жизни удостоилась звания «мэтр музейной куклы» и медали «За выдающийся вклад в развитие коллекционного дела в России». Ее работы выставлялись в Нью-Йорке, Берлине, Копенгагене, Венеции, Париже и даже на Гавайях. Но одним из самых больших собраний произведений Олины Вентцель обладает московская «Галерея Анастасии Чижовой», где она была главным художником.

Новости партнеров