Понедельник, 23 декабря 2024, 04:52
Переменная Облачность -3°

Опросы

День энергетика ежегодно празднуется 22 декабря. Знаете ли Вы, какое количество трансформаторных подстанций было модернизировано или построено в ТиНАО за 12 лет?

Загрузка ... Загрузка ...
Цитата дня
—  Специалисты комитета выдали необходимую разрешительную документацию на ввод трех домов в составе жилого комплекса в районе Щербинка, теперь застройщик может начинать процесс передачи ключей собственникам квартир. Общая площадь каждой новостройки составляет 45,8 тыс. кв. м, суммарно в них расположено 679 квартир различных планировок.
— Специалисты комитета выдали необходимую разрешительную документацию на ввод трех домов в составе жилого комплекса в районе Щербинка, теперь застройщик может начинать процесс передачи ключей собственникам квартир. Общая площадь каждой новостройки составляет 45,8 тыс. кв. м, суммарно в них расположено 679 квартир различных планировок.
Председатель Мосгосстройнадзора Антон Слободчиков.
25 марта 2018 года. Москва-Сити. Никита Фролов — директор КЦ «Яков- левское». Фото: Виктор Хабаров

Революция Никиты Фролова

25 марта 2018 года. Москва-Сити. Никита Фролов — директор КЦ «Яков- левское». Фото: Виктор Хабаров
25 марта 2018 года. Москва-Сити. Никита Фролов — директор КЦ «Яковлевское». Фото: Виктор Хабаров

В принципе, сегодняшняя история — она о том, что все возможно. Если захотеть. Ну и если работать, конечно. По-настоящему.

Когда Никите Фролову поступило предложение занять место руководителя культурного центра «Яковлевское», он на мгновение задумался, а потом поехал посмотреть — а что это и где? У него, молодого саксофониста, ученика Мстислава Ростроповича, жизнь в целом шла размеренно — компетентное управление крупными частными проектами в сфере арт-образования, концерты по всему миру, сольные и с сестрой, концертирующей пианисткой Елизаветой Фроловой, которая входит в топ-6 молодых пианисток Европы, является стипендиатом фонда Владимира Путина и профессором в нескольких парижских консерваториях; а когда-то и уроки для представителей бизнес- и политической элиты.

Словом, очень свободный график интеллектуально развитого человека, который ставит перед собой большие цели и формирует себя сам. Увидев огромное здание когда-то явно процветавшего учреждения, Фролов не сказал ничего плохого, но сразу же живо представил то, каким масштабным проектом это было когда-то. А в те времена сюда приезжали труппы Большого, устраивались выставки Третьяковки, проходили концерты звезд советской эстрады и функционировал любительский оркестр. Но теперь это была другая реальность. И тут его что-то будто замкнуло: а если попытаться это возродить — в полном смысле этого слова? И он сказал — «да». Вот так вот, легко и даже не вникая. Культурный

Юрий Клепалов и его «Серебряные стру- ны». Фото: архив Культурного центра "Яковлевское"
Юрий Клепалов и его «Серебряные струны». Фото: архив Культурного центра "Яковлевское"

центр «Яковлевское» на самом делеочень большой — пять с половиной тысяч квадратов, один из самых больших в Новой Москве. С прекрасным концертным и спортивным залом, а также бункером, где базировался штаб безопасности Министерства культуры РСФСР. Но к моменту появления там Никиты к культуре и искусству эти квадраты имели весьма косвенное отношение. Но в целом Никита, который на тот момент имел значительный управленческий опыт в сфере культуры и искусства, оценил все увиденное позитивно, чем удивил многих людей, которые были критически настроены в плане перспективы развития культуры в ТиНАО. Вместе с констатацией того, что работать предстоит много, пришло и желание что-то изменить.

Для Фролова, как для личности пассионарной, это стало очередным вызовом самому себе.

Тронула его и история Дворца культуры. Шутка ли: учреждение открылось еще в начале 1980-х годов и принадлежало тогда совхозу-комбинату имени 50-летия СССР. Крупный совхоз был известен на весь Союз, не случайно же именно в стенах этого Дворца культуры снимали когда-то «Песню года» и давали концерты звезды эстрады. А еще ступени «Яковлевского» помнят звук шагов самого Фиделя Кастро — тогда еще совсем молодого, но именно сюда, а не куда-то еще приехавшего посмотреть на успехи совхозников и позаимствовать их опыт. Что было потом — понятно: вместе с крушением СССР совхозный размах начал постепенно теряться, а затем и Дворец культуры пришел в упадок. Когда к Москве были присоединены новые территории, у учреждения тоже начался новый этап. Но на работу это сильно не повлияло. Не повлияло до тех пор, пока в культурном учреждении не появился новый директор. Который каждый день приезжает сюда из Большой Москвы.

Действовать решительно и резко

— Конечно, многим это представлялось очень странным. Человек из старой Москвы, который концертировал и руководил международными арт-проектами, вдруг приезжает сюда «возрождать культуру», — Никита вспоминает лето, которое сейчас кажется очень далеким. — Думали, что ему — мне — здесь надо? Как может быть так, что у человека на самом деле может возникнуть желание создать процветающее культурное учреждение? Эта озадаченность и мне очень понятна.

Постперестроечная пора научила людей не особо верить в обещания и «благие намерения», тем паче, что известно, куда ведут вторые. Впрочем, никаких обещаний Фролов не давал и красивых слов говорил мало. Но действовать начал решительно и резко. Для начала — прекратил проведение выставок, привез свой звук и свет, выселил арендаторов: культура — так культура. А потом начал восстанавливать пространства, не дожидаясь бюджетных средств, пустив на него свои личные средства. Не потому что «гулять — так гулять», а потому что культурное место, как известно, начинается с вешалки. Не мог он это «лицо» сделать непривлекательным. А еще ему, наверное, нужно было показать, что он и правда хочет перемен.

Недоверие отступило, но не отпускало.

— Помню, как в один день мне рассказали об обеспокоенности Татьяны Разбоевой. Многие думали, что с моим приходом начнутся какие-то серьезные перемены, в частности что команда будет максимально переформатирована.

Но зачем увольнять тех людей, которые живут культурой и искусством? Для них надо создавать максимально комфортные условия работы. И вот с Татьяной Николаевной мы стали не только коллегами, но и большими друзьями. Мне очень хочется поддерживать фольклорное направление в нашем учреждении и развивать наших артистов.

Подвиг в Чернобыле

Заслуженный работник культуры Татьяна Разбоева — легендарная личность.

Изумительный фольклорный ансамбль «Кладец» они создали вместе с мужем, Вячеславом Урсковым, и посвятили ему свои жизни. Огромное горе пришлось пережить Разбоевой, когда мужа не стало… Сейчас «Кладцем» и не менее легендарным хором «Московская сторонушка» она занимается вместе с не менее талантливым человеком — руководителем оркестровой группы Владимиром Кулаковым. Именно этот человек сегодня формирует оркестровый почерк проекта. — У «Сторонушки» — своя история, отдельная. Представляете, их в свое время, еще совсем молодых, отправили поддерживать ликвидаторов Чернобыльской аварии, — рассказывает Никита Фролов. — Они выступали в Чернобыльской зоне без всякой защиты, поддерживая людей… Последствия понятны, правда? Это подвиг, конечно же... Трое суток выступали для ликвидаторов аварии без сна и отдыха. Я вот разбираю архивные документы в свободное время, читаю свободными вечерами письма, воспоминания коллег тех лет, смотрю фотографии — все это так трогает… Буду ходатайствовать, чтобы на высоком уровне наш хор отметили!

Не художник, а уникум

Слово «наш» Никита произносит уже на автомате, не замечая. Он уже так чувствует. Да и вообще больше говорит не о себе, а о тех людях, которые стали для него открытием. Как и он для них, очевидно… Теперь ему самому странно, что всего этого в его жизни могло не быть.

Гордость же за то, что уже успели сделать здесь — оправдана. Сейчас на стенах культурного центра можно, например, увидеть картины Де Кирико, Матисса и Шагала — и правда, как будто художники забежали сюда на денек-другой и расписали стены. Но это, конечно, расписывали не они. Активность всегда создает притяжение. И Никита пригласил в Яковлевское Ангелину Светлову.

— Она уникум, а не художник, — рассказывает Фролов. — Была признана, между прочим, лучшим рисовальщиком Строга-новки в 2016 году! Обновленные студии в культурном центре разделяются по цветам, с выдумкой. В Серой студии, эдаком современном лофте, украшенном интерпретацией Матисса, «царство» Ангелины Светловой — тут изучают академический рисунок, графику, в том числе портретную, и живопись. В Зеленой мастерской, интеллектуальный досуг — тут проходят открытые уроки различных студий. Лиловая мастерская стала камерным репетиционным пространством, в котором занимаются акустической гитарой, балалайкой, вокалом и сценической речью.

В Оранжевой — пространство замечательной художницы и педагога Аллы Морозовой, дети и взрослые знакомятся с основами фундаментальной и современной живописи, рисуют акварелью и гуашью, пастелью и маслом. Ждет своего открытия Мятная мастерская. Еще тут занимаются футболом, фитнесом, существует даже рок-группа «Электрокактус».

— Танцевальное направление у нас вообще очень сильное, — добавляет Никита с гордостью. — Работает много оченьталантливых людей, в частности Юлия Крыжановская, Мария Кислова, Александр Алешин. Это педагоги-вдохновители. Но и администрирующий персонал у нас соответствующий — экономисты крутые, отдел кадров, концертное и событийное обеспечение. Без такой поддержки созидать сложновато. А еще у нас активно развивается пространство библиотеки! Увидев на моем лице явный скепсис, Никита вспыхивает и немного обижается: — Да у нас отличная библиотека с редким книжным фондом. И в нее ходят! Сам бы не поверил. Но вообще на самом деле Департамент культуры Москвы за последний год очень много сделал и в целом, и в частности для того, чтобы переосмыслить библиопространства. Вообще хочется поблагодарить Департамент культуры за то, что сегодня в Москве так возрастает интерес к культуре и искусству. Команда Александра Кибовского очень бережно патронирует все это и развивает, так что хочется и себя ощущать причастным к этому.

Фидель Кастро в Яковлев- ском. Фото: архив Культурного центра "Яковлевское"
Фидель Кастро в Яковлевском. Фото: архив Культурного центра "Яковлевское"

Золотая россыпь талантов

В январе этого года в Яковлевском прошел I Открытый фестиваль народного искусства «Золотые россыпи», посвященный памяти Вячеслава Урскова. Посетили его около двух тысяч человек — показатель, скажем прямо, мощный и для основной Москвы. Учредителями фестиваля выступили Никита Фролов, администрация поселения Новофедоровское в лице главы Геннадия Пензова, с которым новый директор, по его словам, также находится в очень хороших конструктивных взаимоотношениях, а также настоятель храма в Белоусове Сергий Байдаков и директор Новофедоровской музыкальной школы Евгений Клепалов.

Кроме того, Фролов ходатайствовал перед Императорским обществом относительно награждения Татьяны Разбоевой, и в рамках фестиваля из рук князя Дмитриева она получила звание «Женщина мира». А 27 апреля тут откроется еще один фестиваль, хореографический.

— Его идейным вдохновителем будет Сергей Мельников, знаменитый балетмейстер, который ставил хореографию и был руководителем ансамбля «Русь», — рассказывает Никита. — И на этот фестиваль к нам уже аккредитованы проекты из регионов России. А еще в здании культурного центра располагается музыкальная школа. У нее руководитель тоже уникальный — Евгений Клепалов. Они с отцом, Юрием Клепаловым, выступают в рамках знаменитого дуэта «Серебряные струны» — балалайка и гитара, двадцать лет на сцене. Если все их регалии и награды перечислять, до ночи пальцы загибать будешь. Так вот, мы с Евгением Юрьевичем уже много лет гастролируем вместе, да и просто дружим.

Рамками Яковлевского местные таланты не ограничиваются. «Кладец» за последние полгода побывал на гастролях уже дважды, причем оба раза в довольно экзотических местах — в Катаре и Мьянме.

В Катаре принимали участие в большом культурном фестивале, который поддерживает в том числе и эмир Катара, а в Мьянме у ансамбля был настоящий гастрольный тур, в том числе он выступал и перед легендарной личностью, Аун Сан Су Чжи — лауреатом Нобелевской премии мира 1991 года, министром иностранных дел и государственным советником Мьянмы, что в нашей госструктуре соответствует должности премьер-министра. Это ли не потрясение? Своя награда не так давно появилась и у Никиты Фролова: в конце марта директор культурного центра «Яковлевское» стал победителем премии «Менеджер года 2017». Диплом он получил в Каминном зале Дома экономиста из рук председателя жюри Владимира Ресина и первого вице-президента Вольного экономического общества Виктора Красильникова. Впрочем, об этом Никита говорить не очень хочет — нескромно как-то. Его больше волнует, что, рассказывая про Яковлевское, он успел назвать не всех, кого хотел бы. Слишком много всего произошло…

— Не бросишь, нет? — спрашиваю напоследок.

Никита смотрит непонимающе. Мол, а как это можно бросить? Это настоящее.

Когда люди так много умеют сами и так многого хотят добиться. Когда они поверили — и ему, и себе… И вместо ответа показывает в телефоне фотографию. На ней сияет архитектурной подсветкой огромный культурный центр. В первый момент я его и не узнала… — Это новогоднее оформление у нас вот такое было благодаря Департаменту культуры и мэру Москвы Сергею Собянину.

«У нас», — замечаю я. Значит, не бросит.

 

Новости партнеров