Суббота, 21 декабря 2024, 12:52
Облачно С Прояснениями 3°

Опросы

День энергетика ежегодно празднуется 22 декабря. Знаете ли Вы, какое количество трансформаторных подстанций было модернизировано или построено в ТиНАО за 12 лет?

Загрузка ... Загрузка ...
Цитата дня
—  Специалисты комитета выдали необходимую разрешительную документацию на ввод трех домов в составе жилого комплекса в районе Щербинка, теперь застройщик может начинать процесс передачи ключей собственникам квартир. Общая площадь каждой новостройки составляет 45,8 тыс. кв. м, суммарно в них расположено 679 квартир различных планировок.
— Специалисты комитета выдали необходимую разрешительную документацию на ввод трех домов в составе жилого комплекса в районе Щербинка, теперь застройщик может начинать процесс передачи ключей собственникам квартир. Общая площадь каждой новостройки составляет 45,8 тыс. кв. м, суммарно в них расположено 679 квартир различных планировок.
Председатель Мосгосстройнадзора Антон Слободчиков.

Ребус начинается с мотора

22 октября 2022 года. Наро-Фоминск. Поисковики (слева направо) Федор Пущин и Максим Новиков. Фото: Виктор Хабаров, «Вечерняя Москва»

В лесу, на границе поселения Марушкинское, установлен небольшой памятник погибшим летчикам Ивану Петровичу Коломийченко и Анатолию Александровичу Федотову. Правда, оказалось, что установлен он не тем людям... Обнаружили это поисковые отряды совсем случайно в октябре 2022 года. Подробности произошедшего выясняли «НО».

Неизвестный самолет

Памятник экипажу Пе-2 в поселении Марушкинское

1941 год. Лес рядом с деревнями Акиньшино и Кончеево вспыхнул. С оглушительным ревом над ними пронесся самолет, который потерял управление и упал, заставив местных жителей выбежать из собственных домов...

— Моей маме было двадцать лет, когда это случилось. Она вспоминала, что тогда в лесу был пожар. И когда она вместе с подругой прибежала на место катастрофы, то увидела двух летчиков. Один из них висел на стропах на дереве. Кто его снял, она не знает, но красноармейцев похоронили тут же на месте гибели самолета, — рассказывает дочь жительницы деревни Кончеево Мария Грекова.

 

Что за самолет и что за летчики находились в нем, никто не знал. Лишь спустя десятилетия найдутся документы, которые объяснят: 24 декабря 1941 года здесь потерпел крушение военный самолет Пе-2 с двумя майорами в кабине — Иваном Петровичем Коломийченко и Анатолием Александровичем Федотовым.

Годами позже на этом месте появился белый памятник с табличкой. Еще через несколько лет для удобства останки решили перезахоронить ближе к Киевскому шоссе.

— Мама даже говорила, что за обелиском, который там был установлен, ухаживают родственники одного из погибших летчиков, — вспоминает Мария Грекова. — Правда, насколько я знаю, сейчас его уже нет.

В начале 2000-х, действительно, останки красноармейцев решили перенести в братскую могилу в деревне Марушкино. Однако при раскопках выяснилось, что принадлежат они не двум, а трем летчикам. Опознать последнего не удалось. Поэтому на памятной плите, установленной на братской могиле, имя третьего значится как «неизвестный».

Случайный документ

— Этот памятник в Марушкине нас давно интересовал, — рассказывает заместитель командира поискового отряда «Долг» Максим

Командировочное предписание, с которого начались поиски частей самолета

Новиков. — Вроде бы все с ним было логично, но что-то в нем все-таки смущало.

Пока однажды к коллеге Максима, руководителю Наро-Фоминского поискового отряда «Бумеранг-ДОСААФ» Федору Пущину, в руки не попал документ — командировочное предписание, которое подтверждало, что недалеко от деревни Марушкино в конце 1941 года разбился самолет. И интенданту 3-го ранга В. А. Балакину нужно явиться туда, чтобы похоронить погибших летчиков.

Правда, это вызывало еще больше вопросов. Многое в документе было не так. Главным образом не сходились даты гибели красноармейцев. Судя по предписанию, они разбились 1 ноября 1941-го. Судя по табличке на памятнике, их не стало чуть позже, 24 декабря. При этом место гибели совпадало идеально.

— Больше свидетельств о том, где поблизости разбивались самолеты в 1941-м, мы не нашли. Да и все данные указывали именно на это место, — рассказывает Максим Новиков.

И поисковым отрядам «Бумеранг-ДОСААФ», «Военная археология», «Долг», «Витязь» и кадетам школы № 2057 ничего не оставалось, как отправиться на место и еще раз внимательно осмотреть все в поисках доказательств.

Разгадать загадку

Федор Пущин рассказывает о находках. Фото: Виктор Хабаров, «Вечерняя Москва»

Проверяя лес рядом с памятником погибшим летчикам, поисковики стали находить обломки самолета. Понять что-то по ним было сложно. Пока не нашлась часть мотора. Обывателю она не скажет ровным счетом ничего, а вот поисковикам многое: такая деталь просто не могла принадлежать якобы разбившемуся здесь Пе-2.

— Уже на месте мы предположили, что нашли часть мотора, который, скорее всего, принадлежит самолету ДБ-3, — рассказывает Максим Новиков. — А потом еще раз взглянули на памятник погибшим летчикам... Честно скажу, никогда не замечали! А тут поняли: у его основания забетонированы остатки самолета — шасси. И вот таких у Пе-2 точно не было!

Понять, что же за самолет упал в Марушкинском, поисковики смогли только через несколько дней.

— Мы неоднократно выезжали на место, прежде чем нам удалось обнаружить номерные детали, — рассказывают поисковики. — И все они принадлежали одному самолету.

А дальше уже дело техники. По номерным деталям поисковики легко установили, что принадлежат они самолету ДБ-3Ф. По номеру двигателя стало понятно, что этот самолет действительно пролетал над местными деревнями. А в его экипаже были три человека. И вовсе не те, что указаны на памятнике.

Номерная деталь самолета ДБ-3Ф

Разбился случайно

— Благодаря нашим коллегам и архивам теперь мы знаем об этом самолете практически все, — рассказывает командир поискового отряда «Бумеранг-ДОСААФ» Федор Пущин.

ДБ-3Ф разбился 1 ноября 1941 года. Из-за низкой облачности и плохой видимости

Поликарп Михайлович Чумак 1918 года рождения, уроженец Новосибирской области. Фото из личного архива Федора Пущина

потерял высоту, зацепился за деревья, перевернулся, упал и загорелся. На его борту было три человека: Поликарп Михайлович Чумак 1918 года рождения, уроженец Новосибирской области; штурман Владимир Степанович Курило 1916 года рождения, уроженец Ленинградской области, и радист-стрелок Петр Иванович Чагунин 1922 года рождения, уроженец Киевской области.

— Благодаря службе розыска мы даже смогли найти родственников Поликарпа Михайловича Чумака, которые не только поделились его фотографиями, но и рассказали его биографию, — вспоминает Федор Пущин.

Штурман Владимир Степанович Курило 1916 года рождения, уроженец Ленинградской области. Фото из личного архива Федора Пущина

Родился Поликарп Чумак 10 марта 1918 года. В детстве он был сиротой, поэтому воспитывался в детском доме в Новосибирской области. До войны успел жениться, и 16 мая 1941 года, за месяц до наступления фашистских войск, у него родилась дочь Тамара, которая так и не смогла увидеть своего отца. Долгое время он, как и остальные члены экипажа, считался пропавшим без вести.

— В семейном архиве сохранилась фотография, на которой Тамара очень похожа на своего папу. К сожалению, дочери не стало в 2000-х, а известие о пропавшем родственнике получил уже ее сын, — рассказывает Федор Пущин. — Родные очень обрадовались, когда мы вышли на них, правда, приехать посмотреть на место гибели своего предка они пока что не могут.

Биографии других членов экипажа сейчас все еще остаются загадкой. И если фотографию и данные на штурмана Владимира Курило удалось отыскать в интернете, то информацию о радисте-стрелке Петре Чагунине найти пока невозможно.

Вопросы остались

Мистика или простое совпадение, но имена погибших летчиков стали известны аккурат к 81-й годовщине гибели. Их самолет разбился 1 ноября 1941 года. К 1 ноября 2022 года поисковые отряды планируют на месте крушения самолета установить знак, который бы увековечил память о погибших красноармейцах.

— А вот историю, связанную с падением самолета Пе-2, памятник которому был установлен изначально в Марушкинском, нам еще придется узнать и понять, где же он упал на самом деле и что с ним произошло в декабре 1941-го, — говорит Федор Пущин. — А на братской могиле в Марушкинском, рядом с информацией об экипаже Пе-2, появятся еще три фамилии. Это фамилии тех, кто похоронен там на самом деле.

 

Справка

Пе-2 («пешка») — советский пикирующий бомбардировщик, созданный в 1939 году авиаконструктором Владимиром Петляковым. Начал выпускаться серийно в конце 1940 года.

ДБ-3 — дальний бомбардировщик, разработанный под руководством Сергея Ильюшина. Были разработаны модификации под более мощные моторы и иной состав оборудования и вооружения: ДБ-3 С, ДБ-3 Т, ДБ-3 М, ДБ-3 Ф (Ил-4). Части последнего и были найдены на территории поселения Марушкинское.

Новости партнеров