Разговоры мужчин среднего возраста
На этой неделе в прокат вышла комедия «О чем говорят мужчины. Продолжение». «Квартет И» остался верным себе и сделал фильм, где каждый найдет для себя что-то смешное... но при этом обязательно задумается и о серьезном. А как без этого? Ведь именно этот стиль и стал «фишкой» любимого всей страной коллектива.
Сюжет картины на первый взгляд простой: герои вновь куда-то едут. Только если в первой части они отправились в Одессу, то на сей раз Леша, Слава, Камиль и Саша едут в Питер. Причем трое из четверых даже не знают, зачем они туда едут. Но в какой-то момент становится понятно, что это и неважно. Важно, что едут. И, конечно, плохо, что дома осталась куча нерешенных проблем, но как же хорошо, что про них можно не думать… хотя бы до понедельника. И еще, конечно, плохо, что отстали от скоростного поезда и пришлось ехать в плацкарте, но как же это неожиданно хорошо… и уютно. И это только кажется, что все было уже сказано в первых двух частях картины. Настоящим мужчинам всегда есть о чем поговорить. И прежде чем идти на премьеру, мы попытались узнать у главных героев и авторов фильма, о чем же все-таки говорят мужчины среднего возраста, когда собираются вместе...
— Ну расскажите, о чем же третья часть? О чем вы так и не наговорились в первых двух фильмах?
Леонид Барац: Сразу скажу, что секреты сюжета раскрывать не буду.
— Хорошее начало разговора!..
ЛБ: Но все-таки немного раскрою. В фильме используются веселые диалоги из наших спектаклей, а также — специально написанные для этого фильма.
У нас в театре идут «Письма и песни мужчин среднего возраста», в которых работает группа Алексея Кортнева «Несчастный случай». Там есть монологи — письма родителям, письмо электрика, который не поступил в ГИТИС самому себе (его пишет себе Камиль — электрик из Волгограда) и другие. Вот они и стали основой нового сценария.
Камиль Ларин: Я действительно по первому образованию электрик, так что знаю о чем пишу! И вообще, в этой истории именно я — главный.
— В каком смысле?
КЛ: Именно я затеваю поездку в Питер, хочу всех взбудоражить и расшевелить.
Потому что у всех — дела и устоявшийся быт, в силу возраста мы — серьезные дядьки, но мальчишеский дурацкий задор никуда не девается. И его надо как-то реализовать... Выпустить.
— Ну да... как говорят, первые 40 лет в жизни мальчика — самые сложные...
КЛ: Да! Но при этом мы уже не те, что были раньше. Фильм — комедия, но у нас же всегда присутствуют размышления о жизни. Ну вот, например, раньше мы могли позволить себе одни носки, а сейчас другие, но по-прежнему не можем представить, как можно покупать носки за 500 рублей, а тем более за 4000. Казалось бы, легкая тема, а с другой стороны — это серьезные размышления над социальным устройством общества через призму иронии.
— Ого! Устройство общества — через вопрос носков...
КЛ: Да!
— Ваши герои меняются от фильма к фильму. Чем они удивят нас в третьей части?
Ростислав Хаит: Мой герой повзрослел и... влюбился в молодую девушку...
— Вот сейчас ни разу не удивили!
РХ: Нет-нет, на сей раз все по-другому.
Он действительно очень переживает, потому что чувствует себя некомфортно — девушка намного моложе его. В нем по-прежнему присутствует цинизм, но, к несчастью, еще и появилась некая зависимость от этой молодой девочки, что очень нехорошо для зрелого мужчины.
Но благодаря друзьям он с трудностями справляется.
Александр Демидов: А мой герой попрежнему руководит рекламным агентством, но попадает в экономический кризис, и ему необходимы деньги. Он пытается занять их у богатого друга, у которого принцип — «денег в долг не давать», но на самом деле он просто боится, что их ему не отдадут. И вот влекомый Камилем, мой герой отправляется в путешествие в Питер, потому что нельзя жить одним днем и одними проблемами. Наши персонажи гуляют по Питеру, пытаются поймать минуты счастья, единения, дружбы, настоящей жизни. Мы бродим по городу и беседуем о женщинах, футболе, политике.
— Вот вы все-таки молодцы! Все-таки начали рассказывать про сюжет своей картины.
ЛБ: Формы мы придерживались той же, которая была в двух предыдущих частях, — дружеский искренний разговор с вкраплениями историй, которые мы называем «визуализациями». То, о чем говорим, как вспышка, проявляется на экране. Например, когда речь заходит о деньгах, возникает Михаил Прохоров.
Деньги — это такая энергетическая субстанция, которая может тебе мстить, если ты с ними неаккуратно обходишься.
Например, отдал кому-то в долг и забыл.
А те деньги, которые остались, подумали: «Ух, он же и с нами так может!» — и ушли к тем, кто к ним относится безукоризненно. Ну, например, к Прохорову, который берет трубку и отвечает: «Миллиардер Прохоров слушает…» И дальше идет «вынос мозга», мы на экране показываем, что могло бы быть...
— А кроме Прохорова, кто еще занят в съемках?
ЛБ: Татьяна Догилева. Она играет провод ницу, которая влюблена в... Месси. Леонид Каневский тоже с интересом с нами поработал.
— Леонид, а ваш герой сильно изменился?
ЛБ: В этом фильме он дальше всего от меня нынешнего. Все, что с ним случается, я пережил достаточно давно.
У него — позднее взросление: он пытается наконец начать делать то, что ему хочется, а не то, что вменено воспитанием, родителями, уставами разными… Мой герой окружен, с одной стороны, родителями, с другой — детьми. И делает вывод, к которому его подталкивает неудачное общение со слишком заботливой мамой: своей дочери на восемнадцатилетие он говорит, что дальше она все за себя будет решать сама. Она — хозяйка своей жизни и решения пусть принимает сама.
— Вы все время говорите про героев, как про самих себя настоящих... Это вы так в роль вжились или все-таки ваши экранные образы — это вы и есть?
ЛБ: Сценарий к фильму писали мы, и все, о чем говорится, — это наши эмоции, и все, что там сказано, — это сказано нами. Мы отвечаем и за героев, и за себя. Понятно, что когда человек пишет про «Ночной дозор», он придумывает.
А если ты пишешь про взаимоотношения мужчины и женщины и про людей своего возраста, то ты берешь все из себя. Придумывание — это уже неправда.
АД: Мы все в этом фильме — живые, повзрослевшие и пытаемся вывести зрителя на позитив: нам есть еще чему радоваться на этом свете. В оценках жизни нашими героями осталось главное — самоирония и невероятно крепкая дружба четырех людей, за которыми интересно наблюдать со стороны.
ЛБ: Вот Саша прав. Картина получилась, на мой взгляд, более лирической, чем первая. Именно потому, что мы повзрослели.