Ракета на карамельном топливе
Пора запускать ракеты в космос не только с Байконура. Для места старта может подойти и Новая Москва. Удивлены? А зря! Ученик школы № 338 в поселении Воскресенское Владимир Абаничев собрал макет ракеты и запустил ее на высоту 500 метров. До космоса, правда, еще лететь и лететь, но перспективы есть. Ракету отметило жюри на школьной олимпиаде «Шаг в будущее»
На самом деле любительское ракетостроение в нашей стране развито слабо. По крайней мере в этом уверен юный инженер Владимир. Хотя за рубежом запуск летательных аппаратов — одно из продвинутых хобби. За океаном, а точнее, в США, в 2018 году несколько студентов не только сделали свою «мини»-ракету, но и запустили ее в космос! Дело оказалось совсем не простым, хотя бы потому что для этого ребятам пришлось искать спонсоров и даже собирать пожертвования. Но если оставить все тонкости, ясно одно: даже обычные любители могут в космос «полететь», если захотят.
«Легкий» проект
Но десятиклассник Владимир такие грандиозные цели себе, конечно, не ставил. Решил создать макет ракеты, который можно будет запускать на высоту 500 метров, — так называемый золотой стандарт для любителей. Хотя макет — это мягко сказано. Научный руководитель ученика Дамир Подмарев, узнав задумку Владимира, мягко говоря, удивился.
— Ведь в процессе реализации такого проекта очень много расчетов. Сложность заключается в том, что при конструировании ракеты нужно учитывать буквально все: ее вес, тягу двигателя, возможную прецессию при полете, — вспоминает Дамир Подмарев. — И я задался вопросом, справится ли десятиклассник с такой задачей? Но, несмотря на это, ракета уже готова!
Сахар + удобрение
— Начиналось все с подбора материалов, — вспоминает юный инженер. — Ракета должна быть легкой и крепкой. Поэтому за основу решили взять пластиковую трубу ПВХ, которая и стала корпусом ракеты
Затем Владимир с помощью специальной программы смог понять, как должна выглядеть его будущая ракета, и сделать чертеж
— Самым сложным элементом ракеты был двигатель с топливом! — вспоминает ученик. — Топливо пришлось делать из сахара и удобрения (калиевой селитры), которую можно найти в обычном садоводческом магазине. Горение этой смеси выделяет большое количество газа. И если для двигателя это хорошо — ракета будет лететь быстрее, то с точки зрения безопасности — надо быть предельно осторожным: такое топливо прекрасно загорается от обычной спички.
— И сложнее всего было создать безопасную систему приготовления этого топлива, — говорит Владимир.
Иного пути у ученика не было, поскольку ракеты на таком карамельном (как его называют) топливе и летают.
Принцип фейерверка
По принципу работы получившийся макет оказался больше похож не на настоящую ракету, а на фейерверк.
— Сначала ракета поджигается, топливо выгорает, и конструкция поднимается. Только, в отличие от фейерверка, ничего не взрывается, — говорит Владимир. — Достигнув пика, ракета начнет падать, раскрыв парашют, что помогает сохранить ракету в целости и сохранности.
Но конструкция не так проста, как кажется. В самой ракете есть три отсека: двигательный, спасательный и обтекатель. И каждый из них устроен не самым простым способом.
Время экспериментов
— Первые запуски ракеты получилось провести только спустя несколько месяцев работы, — говорит Владимир, соглашаясь с тем, что такую работу проделать ученику десятого класса, мягко говоря, сложно. — Было много экспериментов. Что-то не срабатывало, что-то не догорало. Приходилось постоянно все корректировать и исправлять..
В качестве площадки для запуска выбрали территорию своего частного дома, чтобы все было максимально безопасно.
— К счастью, у нас все получилось. И на основе своего опыта я смог создать обучающий материал, по которому желающие смогут тоже создавать свои ракеты и тем самым продвигать самодельное ракетостроение, — считает Владимир.
СПРАВКА
Настоящей космической ракете нужно всего восемь минут, чтобы разогнаться до скорости 24 тысячи километров в час. Запустить же ракету на орбиту — дело весьма дорогостоящее. В настоящий момент это смогли сделать всего 13 стран и одна частная американская компания.