Проснись, ты за рулем
Ученики ИТ-класса школы №2065 в Московском Святослав Лысенко и Давид Маилян придумали устройство, которое поможет водителям не уснуть за рулем. Похожие разработки на рынке уже есть. Но школьное изобретение кажется достойным аналогом.
— К счастью, мы не сталкивались с проблемами, когда кто-то из наших близких засыпал за рулем, — говорят ребята. Зато о последствиях такого сна Святослав и Давид знают не хуже других.
— В какой-то момент мы стали замечать новости о происшествиях на дорогах, причем достаточно серьезных. И виной всему одна и та же причина — усталость водителя и сон, — говорит Святослав. Подумав, школьники решили попытаться создать прибор, который можно было бы установить в каждой машине, не потратив много денег. И тем самым обезопасить себя от несчастных случаев. Правда, аналоги такого устройства есть. Первый и самый дорогостоящий установлен в машине одной известной зарубежной марки, стоимость которой измеряется десятками миллионов рублей.
— В этом автомобиле подголовник водительского кресла оснащен специальными датчиками, которые измеряют мозговую активность человека, — рассказывают школьники. Как только устройство понимает, что она снижается, — дает сигнал машине уменьшить подачу топлива, после чего автомобиль останавливается.
— Установить такую систему у себя не получится. Она дорогая, сложная. Да и идет вместе с машиной, — рассказывает Святослав.
Второй прибор куда более дешевый. Он также встроен в подголовник и издает звуковой сигнал, «почувствовав», что водитель наклонил голову, провалившись в сон.
— Правда, здесь есть одно замечание — человек может наклонить голову и по какой-то другой причине. А значит, будет слушать сигналы не тогда, когда нужно, — говорит Святослав Лысенко.
Проанализировав разработки конкурентов, ребята стали думать, какой прибор поможет избежать подобных проблем.
— Мы поняли: самый верный способ понять, уснул водитель или нет, — с помощью камеры, которая бы фокусировалась на глазах, — рассказывает Святослав.
По задумке учеников камера должна считывать, открыты или закрыты глаза у человека, а потом передавать данные на бортовой компьютер. Тот, «анализируя» информацию, с помощью нейросети должен оценить состояние водителя по пятибалльной шкале, и если отметка достигла максимума, тут же подать звуковой сигнал, который и разбудит спящего.
— Конечно, без помощи научного руководителя сделать что-то подобное сложно, — говорят школьники.
Нейросеть в наше время хоть и способна на многое, но все равно сложно обучаема, тем более для обычных учеников. Зато после долгих месяцев испытаний устройство все-таки научилось реагировать на закрытие глаз и подавать бодрящий звуковой сигнал.
— Правда, теперь наш прибор нужно протестировать в машине непосредственно в тот момент, когда человек едет, — говорит Святослав. Дело в том, что в дороге водитель никогда не сидит неподвижно. И какую «оценку» выражению его лица даст нейросеть, пока не очень понятно.
— Конечно, пока прибор, сделанный в школьных условия, работает не идеально. Может зависнуть, проанализировать обстановку неправильно и в самый неподходящий момент издать звуковой сигнал. Поэтому над этим нам придется еще поработать, — говорит Святослав.
Зато в перспективе устройство может стать конкурентоспособным. Разработчики хотят создать телеграм-бот, где бы отражалась активность водителя.
— Это, к примеру, может быть полезно руководству водителей такси. Таким образом они бы отслеживали их работу и следили за тем, что происходит на дорогах, — говорят школьники.
Цифра
2 устройства для водителей создали ученики школы. Еще одно помогает в парковке.