Признание в любви и беличьи лапки
Если в музее-усадьбе «Остафьево» — «Русский Парнас» вы заметили белку с разноцветными лапками, не пугайтесь: вы не сошли с ума. Просто вам повстречалась та самая жительница усадебного парка, что наблюдала исторический момент: подглядывала за работой местной художницы Ольги Кротовой-Сверчковой.
Ольгу Николаевну знают едва ли не все работники усадьбы. Сюда она приходит несколько раз в неделю, чтобы рисовать. И говорит, что «Остафьево» — лучшее место на земле. Прибалтика, Греция, Франция, Италия — Ольга Николаевна много где побывала. Но только здесь нашла вдохновение.
— Впервые в усадьбу я забрела случайно в начале 2000-х, когда еще не жила в Новой Москве, — вспоминает художница. — Была неподалеку, в селе Остафьево. Смотрю — люди идут через какой-то парк с сумками, с бидонами... Думаю: зачем?
Любопытство взяло верх: Ольга Николаевна решила проследовать за местными жителями, которые, как потом выяснилось, через парк срезали путь.
То, что она увидела, вряд ли можно было назвать привлекательным. Величественное здание усадьбы, построенное в стиле классицизма, окружал мусор, который был повсюду. А парк, что называли «Русским Парнасом», где, согласно древнегреческим мифам, жили музы, — едва ли напоминал божественное пристанище.
— Но я когда прогулялась, поняла: это место особенное! — говорит Ольга Кротова-Сверчкова. — Наверное, люди, которые жили в усадьбе двести лет назад, оставили здесь частичку своей души. И она ощущалась, несмотря на весь беспорядок.
Со временем художница стала приходить сюда чаще. Погрузилась в историю этого места, изучила каждый уголок, прежде чем стала рисовать. И даже переехала жить в село Остафьево! Постепенно и саму усадьбу начали приводить в порядок. Так что через пару лет Остафьево и впрямь стало больше напоминать тот самый Парнас. А на рисунках Ольги Николаевны стали появляться здание усадьбы, памятники, березовая роща. Эта самая роща, кстати, никак не удавалась на картинах, но художница не жалела листов бумаги ради того, чтобы изобразить капризную «модель» во всей красе. Но лишь после семи неудачных попыток ей это удалось.
Разглядывая рисунки, работники музея не скупятся на восторженные отзывы. Именно такой они и видят усадьбу каждый день: немного хмурой осенью и теплой — весной, когда распустилась сирень.
— Я очень люблю это место, — говорит Ольга Николаевна. — И мои работы — это признание в любви к Остафьеву.
...Ольга Кротова-Сверчкова никогда бы и не подумала, что станет художницей. Хотя в детстве, когда ее мама рисовала кукол, эти работы казались будущей художнице настоящими шедеврами. А когда брат, инженер-строитель, нарисовал на огромном плакате тройку лошадей, Снегурочку, Деда Мороза и прикрепил все на огромный ковер, Ольга ходила по дому, как по музею!
— Мне казалось, что выше этого ничего просто быть не может, — с улыбкой вспоминает Ольга Николаевна.
И — нет, тогда она не взяла кисточки и краски. Повзрослев, решила пойти по стопам брата и освоить серьезную профессию — стать инженером-строителем.
— Пока однажды нас с отцом не пригласил в гости знакомый художник, которому я показала свои работы, что остались у меня после уроков рисования, — рассказывает Ольга Кротова-Сверчкова.
Он внимательно посмотрел на рисунки и сказал: «Никакого инженерно-строительного! В художественное училище!»
Ольга Николаевна совета послушалась.
— Хотя родители были в ужасе: «Художник... Как же ты будешь жить? У художников постоянно нет денег!» Таков стереотип... — говорит Ольга Николаевна.
Но у нашей героини, вопреки стереотипам, все сложилось как нельзя лучше. Многие работы Ольги Николаевны находятся в российских музеях, частных коллекциях, выставляются в галереях... Но любимая ее выставочная площадка — это залы Остафьевского дворца.
Теперь же Ольга Николаевна может рисовать просто для души. Как говорит она сама, это — непозволительная для художника роскошь. Но пришло время, когда мастер может себе это позволить.
А здесь, в Остафьеве, Ольга Николаевна может заменить экскурсовода. Знает не только историю этого места, но и всех здешних обитателей. Например, предупреждает, что в Карамзинской роще можно встретить семью соколов, а еще увидеть зайца! Он несколько раз выбегал к художнице во время пленэров.
— А у одной белки лапки наверняка так и остались в масляной краске, которая не отмывается. Видимо, хотела поздороваться — с дерева спрыгнула мне прямо на палитру. Так что если увидите такую, знайте: это — художественный зверек, — улыбается Ольга Николаевна.