Праздник, который нужен
4 ноября. Впереди долгие выходные. В стране празднуют День народного единства и рассказывают, как 4 ноября 1612 года Второе народное ополчение спасло Москву от польских интервентов. И зря рассказывают! 4 ноября 1612 года в Москве вообще ничего не происходило! О том, как появился День народного единства, рассказал историк, профессор Александр Черемин в библиотеке поселения Краснопахорское.
Как многие знают еще со школы, в России начала XVII века царила полнейшая неразбериха. В стране прервалась правящая династия Рюриковичей, и некоторые, пользуясь этим, пытались зайти на престол, выдавая себя за единственного оставшегося в живых наследника — царевича Дмитрия.
Пользовались этой возможностью многие. В том числе и Запад стал готовить переворот в Российском царстве. Особенно отличились поляки. Этот период в истории России назвали Смутным временем.
К 1611 году в Кремле заседали все, кого только возможно представить: венгры, поляки, запорожские казаки, жители современных Вильнюса, Бреста, Минска, Кракова, Гродно и Белостока.
— И изгнать их из Москвы получилось только во время Второго народного ополчения (Первое потерпело неудачу), — рассказывает историк Александр Черемин. Самое интересное, что в его состав вошли простолюдины.
— Те, кто занимался торговлей, рыбной ловлей, ремеслом. Они были разных вероисповеданий и национальностей, — говорит историк.
А их предводителями стали земский староста Кузьма Минин из Нижнего Новгорода и князь Дмитрий Пожарский. Кажется, что все с этими историческими событиями понятно. Москву освободили. Стабильность стране вернули. Вот только произошло это не 4 ноября 1612 года!
— В этот день в Москве вообще ничего не происходило, — уверяет Черемин.
Основные события развивались в столице по старому стилю в конце октября. И по новому стилю изгнание иноземцев никак не приходится на 4 число. 6 ноября по новому стилю войско князя Пожарского вошло на территорию Кремля уже в качестве победителя.
Кстати, в XVII веке, по словам историка Александра Черемина, жители Российского царства тоже праздновали своеобразный День независимости. Вот только делали это 7 ноября (по новому стилю).
Можно сказать, что сейчас такой же праздник мы отмечаем на несколько дней раньше. Почему? Причин такой исторической путаницы несколько.
Те, кто жил в СССР, помнят, что современное 7 ноября — это День Октябрьской революции, который отмечали в нашей стране десятилетиями, и ассоциировался он с коммунистической партией.
А вот с развалом СССР этот день календаря не только перекрасили в черный, да и фактически отмечать его было бессмысленно, поскольку новая страна нуждалась в новых датах и в новых героях.
В итоге один праздник просто решили заменить другим.
— В 90-е годы в Духовной академии подготовили документ, рассказывающий об изгнании иностранцев из Московского Кремля в 1612 году, — говорит Черемин. — За основу нового праздника взяли праздник Казанской иконы Божией Матери (4 ноября).
Такая дата подходила очень хорошо. Хотя бы потому, что с исторической точки зрения эта икона значила многое для ополченцев 1612 года. Она возглавляла войско. У нее просили помощи. Да и несколько легенд, рассказывающих об изгнании иностранцев из города, связаны тоже с ней.
— Правда, после этого стали придумывать, что исход поляков из Московского Кремля произошел 4 ноября, — продолжает Александр Черемин. — Это не так. По новому стилю все исторические события происходили в другие дни. И это нужно понимать.
Но тем не менее праздник утвердили. И с 2005 года мы отмечаем День народного единства. Впервые эту дату отметили в Нижнем Новгороде.
— Нужен ли нам этот праздник? Мое мнение — да, этот праздник нам необходим, — говорит Александр Черемин. — Мы должны быть объединены одной идеей. А именно — сохранение нашего государства. Россия создавалась как многонациональное государство, где проживают граждане разных вероисповеданий, а также атеисты. И этот День народного единства подразумевает, что все эти люди — россияне, несмотря ни на какие различия.
ИНТЕРЕСНО
Новая Москва тоже связана с событиями 1612 года. Именно здесь, в поселении Десеновское, князю Пожарскому были дополнительно подарены земли за освобождение Москвы от интервентов.