Правила жизни Ольги Остроумовой
В этом театральном сезоне свой юбилей отметила народная артистка России, актриса Театра имени Моссовета Ольга Остроумова. Актриса планирует сыграть роль авантюристки в новом спектакле своего сына, режиссера Михаила Левитина «Путешествие с тетушкой» Грэма Грина.
Искренне смотреть спектакль
Когда я смотрю спектакль в качестве зрителя, то забываю, что я актриса. Хотя редко такое случается, только если спектакль совсем уж не трогает. Тогда невольно начинаешь видеть, что красиво, что нет, как это технически сделано и как можно было бы сделать по-другому.
В моей жизни случалось и такое: дважды в жизни я рыдала в театре навзрыд.
Один раз — на спектакле Юрия Еремина «Счастье мое», где очень сильно сопереживала героям. Правда, я в тот момент была беременна, и возможно, сказалось состояние.
А второй раз это случилось в БДТ у Товстоногова. По сюжету пьесы на День рождения к герою не приходит ни один из его учеников. И двое персонажей — в исполнении Сергея Юрского и Эммы Поповой — вместе садились за рояль и начинали играть в четыре руки. Они играли так, что их становилось неимоверно жалко, хотелось защитить. Вот такое сильное возникало сопереживание.
Ну и пусть — провал. Ничего страшного!
У меня был пример не очень удачного спектакля. Уже на стадии репетиции мне стало понятно, что это будет провал. Один молодой актер все время нашептывал: «Надо валить». А я ему отвечала: «Да погоди ты! Ну интересно же репетировать». Ну и пусть провал, ничего страшного! Помните пастернаковское «но пораженья от победы ты сам не должен отличать»? Это хороший принцип. Хотя когда потом Валентин Гафт посмотрел этот спектакль, то задумчиво произнес: «Это что-то из жизни колобков». Нет, это не было бездарно, но было сделано с немыслимым перехлестом.
Искренность во всем
В молодости актерам приходится, и я не исключение, играть то, что не нравится. Потому что твое мнение никого не интересует. Сегодня меня, конечно, уже спрашивают.
Но, к счастью, даже в советском репертуаре соцреализма я практически не играла персонажи, которые мне ну совсем уж претили. У актера все идет в работу, все на творчестве сказывается. Мы же играем людей, а не роботов.
Хотя есть люди, которых играть не хо- чется. Вчера смотрела какую-то передачу по телевизору и ужаснулась. Там все время не людей, а каких-то питекантропов показывают. Раньше было стыдно выносить сор из избы, а сейчас на экран тащат все. Мне неинтересно играть тупых и недалеких. А сложных, коварных, даже злодеев — безумно интересно! Если герой положителен и прямолинеен — что с таким персонажем делать артисту? Значит, надо искать, где он плохой. Если персонаж отрицательный, ищи в нем хоть какие-то положительные качества — заповедь великого Станиславского.