Правила жизни Александра Сокурова
Сейчас режиссер Александр Сокуров работает над художественным фильмом о Второй мировой войне. С «НО» Александр Николаевич делится правилами жизни.
Боишься — не делай
Иногда мне задают вопрос: «Не боялись ли вы экранизировать роман Гете «Фауст», ведь там Мефистофель?» Нет, не боялся. Считаю, что если у художника есть сомнения по поводу его работы, не надо за это браться. «Боишься — не делай», — говорю своим ученикам.
В искусстве снисхождения быть не может.
Для режиссера важна воля. А также готовность идти на компромиссы ради результата. На компромиссы с актерами, которые нередко неадекватно себя оценивают, с операторами, которые, как правило, не отличаются скромностью ни в чем, да со всеми.
Благодарю сердечно
Благодарность — великое качество. Не секрет, что для творческого человека, как правило, главными врагами являются его ровесники, коллеги по цеху.
Многие творческие судьбы, увы, не сложились потому, что личности были раздавлены камнями своих же. Никогда не забуду каждое рукопожатие. Сердечно благодарю за все, что выпало на мою долю и сделало меня сильнее.
Культура без границ
Считается, что столица — средоточие культуры. Это не так! Почему бы столичным художникам не отправиться в так называемые провинциальные города и не поделиться своими знаниями, талантами? Я выпустил режиссерский курс в Кабардино-Балкарии, и мои ученики, которые неплохо о себя заявляют, не жители столичных городов, а провинции. Не люблю, не приемлю дух провинции ни в чем.
Считаю, что культура не может быть провинциальной.
Надо верить
Я верю в жизнь, в торжество жизни и кинематографа. Если бы не верил, то не снимал бы кино и не занимался бы подготовкой режиссеров. Через кинематограф можно много улучшить в мире. Зло существует и само по себе.
Зло умеет распространяться в одиночку. А добро действенно только тогда, когда прилагаются усилия. Нет усилий — нет добрых дел. Чтобы человек поверил в добро, он должен соприкоснуться с добрым к себе отношением.
Кино зрителя
Считаю, что каждый фильм, на который были выделены деньги государства, должен быть показан людям. Сеанс должен состояться, даже если в зале всего пять человек. А вдруг среди этих зрителей будущий Шукшин или новый Тарковский? Большинство фильмов из федерального бюджета не доходит до зрителя. В стране отсутствует независимый от американского кинопрокат.