Последний герой. До вывода войск осталось 23 дня
Все мужчины в его семье носили офицерский китель: прадед в Первую мировую воевал во французском легионе в Африке, дед принимал участие в самой кровопролитной советско-финской войне 1938–1940 годов, отец служил в развед-роте уже в самом конце Великой Отечественной, а после стал военным поваром — кормил самого Василия Сталина и маршала авиации Ивана Кожедуба. Конечно, Олег мечтал стать офицером. Отчаянный был парень. Бесстрашный и целеустремленный.
Успешно окончил школу, получил титул чемпиона Московской области по греко-римской борьбе, но все не мог определиться — подводником быть или десантником. Судьба сделала выбор за него. После двух лет службы во флоте Олег поступил в Рязанское высшее воздушно-десантное училище. Потом принял командование ротой ВДВ в Костроме и оттуда, будучи начальником штаба, попал в Афганистан. Ему суждено было стать последним Героем Советского Союза.
И погибнуть за три недели до окончания вывода войск из Афганистана, прикрывая спины своих сослуживцев.
Отец героя Александр Михайлович вспоминает события 20-летней давности с содроганием.
— О том, что Олежки больше нет, мы с женой узнали из газеты, — рассказывает Александр Юрасов. — Нам позвонили, говорят: посмотрите свежую «Правду».
Из официального текста об операции «Тайфун» у перевала Саланг родители Олега Юрасова узнали, что их сыну присвоено звание Героя. Посмертно. Уже позже сослуживцы рассказывали, как уходили через узкий перевал советские войска, как начштаба Юрасов с одним развед-взводом отстреливался от налетевшей банды Кирима, прикрывая спины ребят.
— Бандиты прятались за мирными жителями, — говорит Александр Михайлович. — Бой был тяжелый.
Олега обстреливали восемь душманов, прикрытых живой стеной.
Но он со своими ребятами смог их сдержать, заставил залечь, пока наши уходили. Жители в этой мясорубке не пострадали. Олега смертельно ранили.
Было это 23 января 1989 года. Через 23 дня война в Афганистане закончилась.
— Накануне Олег приезжал в отпуск, — вспоминает Александр Юрасов. — Говорил: скоро все закончится, войска выведут, и я вернусь.
И шутил: трудно будет, пойдем-то спиной вперед.
Записная книжка: …Олег тогда вспоминал своих дочерей. Так ему хотелось к семье…
6 сентября 1987 года
Сегодня прилетел к месту службы — в кишлак Анава в ущелье Панджшер. Тоскливо сжалось сердце. Куда попал, в какой век? Низкие дувалы, дома из глины и камней. Людей не видно. Только на площадке приземления — солдаты в бронежилетах. Познакомился с начальником штаба нашего батальона капитаном Олегом Юрасовым. Лицо очень подвижное, глаза с хитринкой, в руке чувствуется крепкая сила, сам быстрый, как юла. Поздоровались, он спросил: «Ну, как тебе наши места? — и сам ответил: — Я-то уже пообтерся за три месяца...»
9 сентября 1987 года
Три дня идет минометный обстрел нашей группировки. Сидим на КП батальона. Олег у радиостанции отдает распоряжения на сторожевые заставы, корректирует огонь артиллерии по выявленным целям, при этом зло щурится и кроет духов крепким русским словом.
31 декабря 1987 года
Готовимся к встрече Нового года. Отнесли ребятам яблоки, сыр, колбасу. Настроение у всех тревожное: духи ведь тоже знают, что у нас Новый год, и могут всякий фокус выкинуть. Вечером собрались у меня в комнате. Пили Sisi — апельсиновый напиток, ели плов, яблоки. Говорили о семьях, доме, о той жизни, что ждет в Союзе. Тогда Олег сказал: «Мне бы до отпуска дотянуть, а там уже не страшно. Ведь есть поверие: если не убили за первые четыре месяца, дальше вероятность погибнуть самая минимальная...»
25 мая 1988 года
Колонну вел Олег Юрасов. Я ехал за ним на БМП. У одинокого кишлака остановились. Сфотографировались. Запомнил его слова: «Теперь башку не подставляй, судьбу так часто испытывать нежелательно...»
8 декабря 1988 года
Олегу Юрасову, капитану С. Лохину и врачу батальона В. Зазулину пришли ордена Красной Звезды. Собрались по-фронтовому. В кружке обмыли это дело. Были и тосты за награжденных, за судьбу родных, третий — молча... Олег тогда вспомнил своих дочерей. Так ему хотелось к семье... Как и всем присутствующим.
23 января 1989 года
До вывода последнего солдата осталось 23 дня. В 6.30 начали войну. ...Олег успел только крикнуть: «Духи...» Когда его, раненого, принесли на командный пункт, он еще подавал признаки жизни, но слишком много крови впитала афганская земля...
Из записной книжки замполита второго парашютно-десантного батальона Сергея Богачева
СПРАВКА
Олег Юрасов награжден двумя орденами Красной Звезды. Навечно зачислен в списки личного состава 331-го воздушно-десантного полка. Кубок России по армейскому рукопашному бою посвящен его памяти. В средней школе № 5 в Остафьево, где учился Олег, организован музей.