Понедельник, 29 апреля 2024, 00:03
Ясно 9°

Опросы

Ежегодно 1 мая отмечается Праздник Весны и Труда. Знаете ли вы, какое имя восхваляет День международной солидарности трудящихся?

Загрузка ... Загрузка ...
Цитата дня
— Для бойцов письма — это не просто бумага, это теплые слова, которые напоминают мужчинам о том, что они не одиноки, что о них помнят, о них заботятся, их любят и ждут
— Для бойцов письма — это не просто бумага, это теплые слова, которые напоминают мужчинам о том, что они не одиноки, что о них помнят, о них заботятся, их любят и ждут
настоятель храма Вознесения Господня в Щаповском Максим Соловьев

Полным-полна ремесленная коробочка

4 июня 2023 года. Рязановское. Открылся праздник со стихотворения «Я памятник себе воздвиг...», который прочитал Всеволод Волнов. Фото: Наталья Шатохина, «Вечерняя Москва»

В музее-заповеднике «Остафьево» — «Русский Парнас» 4 июня состоялся традиционный Пушкинский праздник поэзии. В этом году он стал уже 42-м. Как и всегда, гости смогли побывать на концертах, ярмарках, выставках и мастер-классах. А самой популярной площадкой стал ремесленный двор, на котором можно было выпить сбитень на самоваре, поиграть в рюхи и даже попробовать себя в роли пряхи!

Древние традиции книгопечатания

Люди толпятся у большого деревянного аппарата, издалека похожего на пресс. Подойдя ближе, оказывается, что это он и есть. Но не простой пресс, а печатный. Мастер Андрей Голованов объясняет, что это — точная реплика аппарата, который использовали еще на Руси, и показывает, как в старину печатали книги.

Мастер Андрей Богачев занят книгопечатанием. Фото: Наталья Шатохина, «Вечерняя Москва»

Мастер берет в руки небольшой валик — современный, чтобы упростить работу — и мокает его в емкость с чернилами. Затем хорошенько промазывает табличку с заготовленным текстом, после чего под нее кладет бумагу. Сдвигает конструкцию под пресс, который закрепляется специальным деревянным рычагом. А спустя время бумагу, на которой уже красуется русский алфавит, вытаскивает. Мастер советует немного подсушить чернила, чтобы они не пачкали все подряд.

Желающих почувствовать себя книгопечатником много, а получить заветный листок с алфавитом еще больше. Но Андрей позволяет желающим только закрепить пресс с помощью рычага. Аппарат все-таки требует особого обращения.

— Сначала рычаг тяжело идет, а потом легко крепится, — рассказывает Кирилл Пивоваров, юный посетитель, который попробовал закреплять пресс. — Нужно много силы, чтобы целую книгу напечатать. Но это все равно интересно!

У пряхи есть свой меч

Под одним из навесов можно увидеть еще один деревянный аппарат. Но по натянутым нитям понятно, что это ткацкий станок. Девушка перед ним, пряха Екатерина Голованова, показывает, как в древности изготавливали ткань. А это оказалось делом не только непростым, но и долгим.

На ремесленном дворе дым от самовара, на котором готовят сбитень Дмитрий Мичурин и Марк Шварев (слева на - право). Фото: Наталья Шатохина, «Вечерняя Москва»

— У нас есть нити основы, которые тянутся от верхней части станка до самой земли. Нити закреплены грузиками. Это сделано для натяжения, чтобы можно было что-то соткать, — рассказывает мастерица. — Но еще часть нитей привязаны к специальной палочке — ремизке. Она нужна для того, чтобы закреплять волокна ткани. Вот мы продеваем их между нитей и опускаем ремизку.

А чтобы ткань была плотная, Екатерина берет в руки деревянный предмет, которым подбивает закрепленные нити. Выглядит он как нож, и мастерица объясняет, что такое впечатление недалеко от правды. Ведь называют приспособление ткацким мечом.

Изготавливали ткань из разных материалов. Хлопок, шерсть, лен... И даже крапива! Из нее получалась самая жесткая на ощупь одежда. Обычно из крапивы женщины шили рубахи, пару лет носили сами. А когда ткань становилась мягче и переставала колоться, перешивали в одежду для детей. В таких рубахах ветреная погода и холода были не страшны.

О чем плачет лира?

И пока одни идут попробовать себя в книгопечатании, другие — в ткачестве, мы подходим к стенду с музыкальными инструментами. Тут их на любой вкус и цвет: гусли, балалайка, рог, флейта и даже старинная колесная лира! Ее деревянный корпус по форме напоминает скрипку или цифру 8. На видимой зрителям части лиры закреплена коробка с клавишным механизмом, под которым скрыты три струны. Сбоку — колесо с рукояткой. При его вращении звучат все три струны, а с помощью клавиш можно задавать тон музыки. Лира и вызывает самый большой интерес присутствующих.

Екатерина Голованова проводила мастер-класс по ткачеству. Фото: Наталья Шатохина, «Вечерняя Москва»

— Появился такой инструмент еще в Византии. Он был гораздо габаритнее, и чтобы играть на нем, требовались два человека. Один крутит колесо, а второй зажимает струны с помощью специального механизма, — рассказывает музыкант Андрей Голованов. — Позже различные мастера усовершенствовали лиру, уменьшили в размерах. В России и Беларуси на колесной лире играли бродячие музыканты, распевавшие под ее заунывный аккомпанемент духовные стихи около церквей и монастырских оград, на ярмарках или базарах.

Струны для лиры — да и других инструментов — раньше делали из жил или конского волоса. Но они были неудобными, ведь чуть повысится или понизится влажность, и тут же нужно заново отстраивать звук. Все поменялось с приходом в Россию телеграфа. Особо ушлые умельцы, посмотрев на устройство нового чуда техники, решили, что это идеальный материал для металлических струн. И они начали… срезать телеграфные провода! Так металлические струны и появились в России, а устанавливать их начали везде: и на колесную лиру, и на гусли, и на балалайки…

Тем временем музыкант берет в руки инструмент, похожий на флейту или дудочку. Но есть странность — на ней нет отверстий для игры! Однако Андрей объясняет, в чем хитрость.

— А это калюка, или травяная флейта. Такие уже и не делают, в основном можно найти их в Белгородской области, — демонстрирует Андрей неровную флейту без отверстий. — Делают ее из толстых стеблей растений, в основном из татарника. У меня в коллекции есть даже из чертополоха.

В деле книгопечатания попробовал себя Кирилл Пивоваров. Фото: Наталья Шатохина, «Вечерняя Москва»

Музыкант показывает, что состоит музыкальный инструмент только из стебля. А отверстия всего три: нижнее, из которого исходит звук, верхнее, куда нужно дуть, и дульце, которое исполняет роль свистка.

Сбиваем «викингов»

А под звуки народных инструментов тем временем дети и взрослые играют в кубб. На поле с двух сторон устанавливают пять фишек, которые еще называют «Викинги», а посередине большой брусок — «король». На расстоянии от конструкции размечают поля, откуда и кидают биты игроки. Задача: сбить сначала всех «викингов» противника, а затем «короля». Время не ограничено, но вот количество бит — да. Всего у каждой команды их шесть, как раз по числу выбиваемых брусков.

— Игру эту еще называют «шведские городки». Ну и она похожа еще и на русскую народную игру в ряхи, — рассказывает ведущий Вячеслав Белоглазов. — В отличие от городков, биту бросать можно только прямой рукой снизу и вперед. Боковой замах не допускается. А если сбить «короля» раньше всех вражеских «викингов», победа достается сопернику.

Мастер-класс по ткачеству под музыку Андрея Голованова. Фото: Наталья Шатохина, «Вечерняя Москва»

Вячеслав демонстрирует бросок и с легкостью сбивает фишку битой. Однако стоит попробовать самому, как оказывается, что просто это только из-за опыта ведущего. На деле же биты летят куда угодно, но не в «викингов»! Или и вовсе падают рядом с ними, только покачнув упрямый брусок. Поэтому выбор победителя в куббе ведется от количества сбитых фишек. Чем больше — тем лучше. Главное — «короля» в пылу сражения не сбить раньше времени.

И пока одни играют, другие наблюдают за этим с чашками сбитня. Его тут готовят на самом настоящем медном самоваре. В рецепте, как в покупных наборах, нет корицы, зато есть черный перец. Придает ту же пряность, но вот вкус делает гораздо мягче. И хорошо согревает.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

На фото директор музея-заповедника «Остафьево» — «Русский Парнас» Юрий Евтюхин.

ЮРИЙ ЕВТЮХИН

Я рад приветствовать вас на нашем самом главном празднике года — Пушкинском празднике поэзии, который проходит сегодня уже в 42- й раз. 6 июня исполняется 224 года со дня рождения великого поэта, и все пушкинские музеи продолжают активную под - готовку к празднованию 225-лет - него юбилея. Благодарю вас, что в этот праздничный день вы с нами.

Новости партнеров