Полководцы и солдаты. Русские не продаются
За стеклами — фарфоровые фигурки исторических деятелей: вот Черчилль со Сталиным, а вот — Денис Давыдов, Екатерина II и Петр Великий. У входа приютился приземистый стол, над ним — деревянная доска с прикрепленными к ней газетными вырезками и фотографиями. Это Щербинский музей фарфоровых кукол. Таких, с постоянной экспозицией, в мире по пальцам пересчитать. Сейчас куклы из фарфора чаще увидишь на временных выставках или в торговых галереях.
СНАЧАЛА БЫЛИ САМОЛЕТЫ
Музей — детище семьи Иванниковых. Все здесь сделано их руками. И каждая из сотни кукол, и их наряды, и окружающие экспонаты детали: крошечная газета в руках фарфорового Жукова, карты дислокации войск, игрушечная мебель.
— Все в музее, начиная с пуговиц на камзолах и заканчивая оружием, соответствует исторической действительности и сделано вручную, — рассказывает родоначальница музея Ольга Иванникова. — Мы очень трепетно относимся к истории. Создавая новую куклу, изучаем все доступные источники, ездим по выставкам, чтобы сшить потом точную копию костюма, который носили в ту или иную эпоху.
Иванниковы справедливо называют себя самородками. Ведь и сама Ольга Михайловна, и ее сын Сергей с женой Ириной — выпускники Бауманки разных лет. Все они авиационные инженеры, много лет отдавшие проектированию самолетов. Люди технические и рациональные. Единственная официальная творческая единица в семье кукольников и в их коллективе — это внучка Ольги Михайловны, Анастасия. В свои 18 лет она учится в художественном вузе и принимает активное участие в пошиве кукольных костюмов и изготовлении аксессуаров. Но когда эти «технари» работают над куклами — рисуют эскиз, делают болванку и обжигают ее, расписывают, шьют платье, вышивают и плетут, расшивают бисером малюсенькие шали и укладывают кукольные прически, — любая самая творческая личность позавидует.
— Любовь к куклам и шитью у меня от мамы, — говорит Ольга Михайловна. — Она была рукодельница и мастерица. Я смотрела на нее и училась. Когда мне было семь лет, я разрезала мамино бархатное платье и сшила из него кукольный наряд.
Потом таких нарядов в жизни Ольги Иванниковой было много. Большинство повторяли платья давно ушедших лет. Ее куклы, одетые в достоверно выполненный исторический костюм, объехали полмира. Побывали на выставках в Чикаго, Пекине и Париже. Правда, давно это было. О тех временах основательница Щербинского музея вспоминает без особой охоты. Хоть и гремела молва о ее куклах, поражая иностранцев, сама Ольга Михайловна в те времена была лишь «руками» чужой «головы». Иванниковы говорят про увидевших мир кукол «те куклы». Словно они были «до».
— Я делала их из папье-маше, — вспоминает Ольга Михайловна. — Ни одной сейчас не осталось. Какието осели у чиновников, которые ездили по международным выставкам, какие-то попали в частные коллекции. Я не гналась за славой: я шила, клеила и мастерила, лавры пожинали другие.
В Щербинском музее выставлены куклы, которые «после»: с деланные из фарфора и специально для Щербинского музея. Каждую семейство мастерило по 4–6 месяцев. В каждой — в буквальном смысле слова миллион операций.
ЛОГИКА НА СЛУЖБЕ ВДОХНОВЕНИЯ
Начинается производство исторической куклы с замысла. На семейном совете Иванниковы выбирают персонаж, после чего долго собирают информацию о его костюме. Иногда удается разыскать эскизы в исторических альманахах и даже найти старинные лекала. А порой приходится ездить по музеям и «подсматривать» там нюансы платья. Так было с формой солдата XVIII века.
— Все картинки изображают ее с лица, — улыбается Сергей Иванников, — а что там сзади, неизвестно. Пришлось ехать в военный музей и лезть за спину экспонату, чтобы рассмотреть, как сшиты фалды и подол. Историческая точность — это наше кредо.
Отлив фигурки, обжиг и роспись — дело трудоемкое. Иванниковы, хоть и «заточены» на исторический костюм, стремятся, чтобы куклы были максимально похожи на своих прототипов.
В этом им помогает профессиональный художник Иван Горбовенко. Следующий этап — создание платья. Самое сложное, признается Ольга Михайловна, ювелирная вышивка и украшение наряда. Заключает процесс «рождения» куклы создание антуража. Вот где Иванниковы используют свой инженерный ум и техническое образование на полную катушку.
— Когда мы вручную сплели аналог древнерусской кольчуги для витязя, оказалось, что под ее тяжестью куклы трескаются, — говорит Сергей Иванников. — Пришлось искать выход.
Нашли. Теперь все кольчуги в музее выполнены из скрепок, а исторический тяжеловесный аналог пристроили на витрине как самостоятельный экспонат. Кстати, способ закручивать скрепки кольцами «по-кольчужьи» придумали сами Иванниковы, а корреспондент «Новых округов» стала первой, с кем они поделились результатом своей инженерной мысли. Теперь в кольчуге одного из фарфоровых богатырей есть колечко, сделанное журналистом «НО». Гордимся.
СПРАВКА
В арсенале Иванниковых пять коллекций. Какие-то уже закончены, какие-то продолжают пополняться. Одна посвящена допетровской Руси, вторая — российским императорам, третья рассказывает об истории моды. Есть коллекция, объединенная образами защитников Отечества разных времен. «Великие русские писатели и герои их произведений» еще в работе. Всего кукольники сделали более сотни экспонатов. В будущем мастера планируют обратиться и к веку XXI. Пока же самый современный костюмом в их музее родом из 60-х.