Пока не найден последний солдат
Каждая весна для Дмитрия Кипяченкова и Владимира Семенова — особенная. Отпуск! Но мечтают они не о морях и океанах. Каждой весной ездят в Смоленскую область, чтобы попытаться найти бойцов, которые после Великой Отечественной войны так и не смогли вернуться домой.
Дмитрий показывает фотографию, сделанную в октябре 2019 года. На ней — старенькая бабушка с палочкой, которая последний раз видела своего отца, Павла Соловьева, в 1941-м. Тогда ей было всего три года. Папу она практически и не помнит. Наверное, даже внешне. Дома не сохранилось ни одной фотографии.
— Информации о нем тоже никакой не осталось. Сколько времени прошло... К нам в Первомайское приезжал ее правнук. 10 октября мы передали останки Павла Максимовича Соловьева, а на следующий день его уже похоронили на родине, в Республике Марий Эл, — рассказывает Владимир.
Такое возвращение домой — редкость. Иногда бывает и так, что опознанные красноармейцы захораниваются в братских могилах. По разным причинам.
Поднимая останки бойцов, Владимир и Дмитрий сожалеют только об одном: своих дедов о войне расспросить не успели. Кто-то умер, а кто-то так и не решился рассказать что-либо.
Своими руками
Красноармеец Дмитрий Кипяченков только зашел в блиндаж и уже что-то поспешно докладывает младшему лейтенанту Владимиру Семенову. На столе старшего по званию — военная карта, на краю — сумка-планшет, а рядом — пистолет-пулемет... Никогда не знаешь, что произойдет через минуту.
Это не сцена из фильма и не репетиция спектакля. Блиндаж, сделанный своими руками, — украшение музейного уголка, который мужчины создали сами вместе с ребятами из патриотического кружка, заручившись поддержкой администрации в Доме культуры «Первомайское».
Для Владимира Семенова и Дмитрия Кипяченкова изучение событий Великой Отечественной войны — практически то же самое, что и работа. Этому они посвятили шесть лет своей жизни. В музее находится не только то, что нашли поисковики в Смоленской области. Здесь появились диорамы и небольшой военный блиндаж, в котором корреспонденты «НО» и застали мужчин за обсуждением чего-то важного. К слову, и форму они нашли, чтобы все достоверно было.
И, что самое интересное, Дмитрий и Владимир сделали все это просто так! Этим мужчинам неинтересно сидеть после работы дома, уставившись в телевизор или без конца прокручивая новостную ленту. Да и об отпуске на море они уже давно забыли. «Вот это все — наше море», — говорят Дмитрий и Владимир.
У бабушки на даче
Дмитрию Кипяченкову было всего 12 лет, когда он стал основателем школьного музея.
— В школу я приносил использованные гранаты, части от старых пистолетов, каски, гильзы (все времен Великой Отечественной войны) — перед ребятами похвалиться, — вспоминает Дмитрий.
Учителя были не в восторге.
— Собственно, так я музей и организовал. У меня все отбирали. Но не выкидывать же, — рассказывает Дмитрий. Так что вскоре под эти экспонаты в школе ему выделили место.
— Летом я приезжал на дачу в Калужскую область, брал лопату и шел в окопы. Бабушка всегда говорила: «Подорвешься — домой не приходи». А папа удивлялся, когда я гильзы приносил горстями. Он думал, что в детстве уже все перекопал, — улыбается Дмитрий.
Так что он, еще будучи ребенком, заболел поисковой работой. А спустя много лет, в 2013 году, познакомился с командиром московского поискового отряда «Русич» Дмитрием Алексеевских и начал выезжать на вахты памяти — искать красноармейцев под Смоленском. Можно сказать, что с увлечения Дмитрия вся история с музейным уголком и началась.
Его коллегу, Владимира Семенова, в детстве поисковиком нельзя было назвать.
— В школе, в классе шестом, к нам приходили поисковики и показывали все, что нашли у нас в лесах в Вязьме. Мы потом с ребятами ходили по их следам и тоже что-нибудь да находили. Интересно было, — рассказывает Владимир.
Повзрослев, он начал искать монетки, а в 2014 году в магазине совершенно случайно познакомился с Дмитрием, который и сказал: «Да я вот по войне копаю».
— Я тоже захотел. И когда познакомился с командиром отряда, тот мне сразу сказал: «Скоро ты про свои монетки забудешь», — говорит Владимир. И как в воду глядел.
Самая ценная находка
На вопрос о том, какую находку можно считать самой редкой и дорогой, Дмитрий и Владимир, не сговариваясь, отвечают: бойцы. Тех, которых удалось опознать по сохранившимся медальонам, мужчины помнят абсолютно всех.
— Я в первый выезд поднял бойца без медальона. При нем были кружка и котелок, на дне которого было написано две фамилии — Фисенко и Лазаренко, — вспоминает Владимир.
Но уже и по этим находкам поисковики смогли определить, что боец, скорее всего, только что приехал на фронт из кадровой части. Его новый котелок оказался так и не использованным — на дне ни следа от костра.
— Я первого бойца нашел, наверное, на третий выезд. Но когда впервые увидел, как солдата поднимают, у меня мурашки по телу побежали. Это уже сейчас мы привыкли, — говорит Дмитрий.
И, как шутит Владимир, в случае удачи его из ямы не вытащишь. Его называют ювелиром: осматривает место до мельчайших деталей, аккуратно доставая то, что увидит. Все ради того, чтобы найти посмертный медальон.
Сны о поиске
Иногда попытки вернуть советских солдат родным сопровождаются историями, в которые поверить очень даже непросто.
— Однажды поисковику приснилось, что четыре бойца вышли из леса. Постояли и ушли. Когда он проснулся, пришел на «увиденное» место — и точно, четверых нашел! — говорит Владимир.
Или вот другой пример:
— Поисковики бойца нашли. Лежал он совсем не глубоко. Все ребята кругом облазили — больше ничего не нашли. Чисто! А через год решили на том месте небольшой памятник поставить. Решили еще раз это место проверить — и снова красноармеец. На следующий год история повторилась. И потом еще раз, — вспоминает Дмитрий.
Бывает такое, что никого найти не удается. С одной стороны, грустно. А с другой — значит, мало осталось тех, кто так домой и не вернулся.
И строители, и режиссеры
Музей сделали, для ребят патриотический кружок открыли, а потом Дмитрий и Владимир решили попробовать диораму на военную тему сделать. И не одну.
Но и этого мало! Теперь у поисковиков еще одна идея — показать спектакль, который они поставили по рассказам Александра Савельева.