Поймать неуловимый свет
В Доме культуры «Мосрентген» открылась выставка фотографа Екатерины Чичковой. Героями ее работ становятся и профессиональные модели, и актеры, и люди, далекие от мира шоубизнеса. А кто из них смотрит на вас со снимков, вы вряд ли поймете. Все дело в перевоплощении. «НО» поговорили с Екатериной о том, как костюм и фотоаппарат могут изменить жизнь человека.
По стопам дедушки
Любовь к фотосъемке, как признается Катя, передалась ей по наследству.
— В нашей семье сохранились снимки времен Великой Отечественной. Их сделал мой дедушка Анатолий Панов, который в войну был танкистом, но очень увлекался фотографией, — рассказывает Катя.
После победы Анатолий Семенович стал фотографом и работал начальником кинофотолаборатории В. Н. Челомея (Владимир Челомей — конструктор ракетнокосмической техники. — «НО»). В кадр его камеры начали попадать первые ракеты и первые лица в космосе — Юрий Гагарин и Валентина Терешкова, первый атомный взрыв и множество из того, что находилось под грифом «совершенно секретно». Отснятые им материалы отправлялись прямиком в Кремль.
А еще дедушка Кати делал фотопортреты известных артистов.
— И эти снимки меня поразили. Полупрофиль, красиво падающий свет и взгляд человека... Открытый, лучистый, который вы и сейчас можете увидеть на старых фотографиях артистов, — рассказывает Екатерина. — Это мне запомнилось очень хорошо.
И нет, Катя не стала тут же просить у родителей камеру и мечтать о собственных съемках. Конечно, она хотела фотоаппарат, но спокойно жила без него. Пока однажды на отдыхе с семьей не увидела прекрасный морской пейзаж и не побежала за родительским поляроидом. А со временем Катя нашла замену фотосъемке и стала рисовать портреты.
Все началось с «мыльницы»
Когда наша героиня повзрослела и устроилась на работу в таможню, то смогла купить себе первую «мыльницу» — в кредит, платя за нее по тысяче рублей в течение полугода. Она стала фотографировать все подряд: солнце, листья, отражения в луже, небо... А через несколько лет Катя поняла, что наконец-то стала фотографом. Нет, для этого ей не надо было проводить заказных фотосессий, получать награды. Стоило просто взять в руки другой фотоаппарат, первую настоящую зеркальную камеру.
— Ее подарил мне муж после рождения первой дочки, — улыбается Катя. — И я поняла: на прежнюю работу больше не вернусь. Хочу фотографировать!
Она стала осваивать программы обработки, посещать специальные курсы и впитывать все, что услышала и увидела. Открылось то самое вдохновение, которого она очень ждала. Так Катя поняла, чему хочет посвятить свою жизнь.
Дело в кадре
Катя говорит, что в ожидании снимка человек меняется. Его осанка становится ровной, взгляд — более открытым. И секрет такой перемены здесь даже не в костюме.
— Однажды мы решили с моей знакомой, психологом, устроить фотосессию ее клиенткам, — вспоминает Катя. — Это были безумно красивые женщины. Но насколько же они были не уверены в себе и закомплексованы...
Екатерина с детства видела в людях красоту. Даже тогда, когда они сами в себе ее не замечали. А поэтому старалась передать ее на снимках.
— Увидев, как красиво женщины получаются на фото, они начинали улыбаться. А их мужья не могли поверить, что сейчас перед ними — те самые жены, которых они ценили, как выяснилось, недостаточно, — продолжает фотограф.
Уже после Катя узнала, что героини ее портретов, в том числе и после той самой фотосъемки, кардинально меняли свою жизнь: начинали делать что-то новое, открывали бизнес или, наоборот, находили свое призвание в детях. А стоило всего лишь в кадре уловить тот самый лучистый свет, что когда-то поймал Катин дедушка.
А еще Екатерину вдохновляли работы ее тезки, Екатерины Рождественской, в которых та превращала звезд в героев известных картин.
— Я листала журналы с фотографиями и с восторгом смотрела на них. Но больше меня привлекал сказочный задний фон, что был на тех портретах, — вспоминает Катя.
Она и сама стала мечтать о том, как найдет собственных героев, оденет их в нарядные платья прошлых веков, сфотографирует, а потом на компьютере нарисует сказку...
Сказочно красивы
Первыми героинями Катиных снимков, что потом превратились в целый проект, случайно оказались самые настоящие профессиональные модели.
— Однажды меня пригласили фотографировать на показе, где презентовали одежду ручной работы, — рассказывает Екатерина. — Платья разных эпох, украшенные вышивкой, — это было очень красиво! И когда модели спускались с подиума, я просила их уделить мне хотя бы пару секунд, чтобы сделать один-два кадра.
Обрабатывая снимки, которые получились очень удачными, она переносила своих героев совсем в другую реальность, и поверить не могла, какой тонкой иногда оказывается грань между настоящим и прошлым. И проходит она всего лишь через объектив.
А потом ее проект, получивший название «Русская душа», начал пополняться.
— Новых снимков мне хватит еще на одну выставку, — признается Катя. — Теперь хочу начать еще один проект, где мои герои будут без макияжа — такими, какие они есть. Вот только пока не знаю, многие ли согласятся показать себя настоящего...