Поэзия лесного вернисажа
Писательский поселок Переделкино в свое время был известен на весь Советский Союз, ведь участки там давали самым популярным литераторам: Роберту Рождественскому, Белле Ахмадулиной, Булату Окуджаве, Евгению Евтушенко... Сегодня здесь звучат лишь отголоски былой славы. Но дачи остались. Одну из них некоторое время снимал актер Сергей Быстров. Видя запустение, в которое пришел именитый поселок, решил попробовать привлечь к нему внимание.
Художница Оксана Юшко назначает встречу около пня в переделкинском лесу.
— Это арт-объект, — с улыбкой поправляет меня девушка, расчищая срез дерева от нападавших на него листьев.
И через секунду я убеждаюсь в том, что она права: с деревянного пня на меня смотрит Евгений Евтушенко. Его фото Оксана вместе с коллегой, фотографом Артуром Бондарем перенесла на деревянный пенек в рамках художественного проекта «Деревья помнят все...». Чуть поодаль можно обнаружить пни с изображениями Беллы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского и других писателей, гулявших в свое время по переделкинским тропинкам. Но чтобы отыскать все «особенные» пеньки в одиночку, придется побродить по лесу и даже спуститься к озерцу, шурша золотыми листьями.
Чувствуется в этих звуках какая-то особая поэтичность...
По словам художницы, идея о памяти, которую хранит каждое дерево на своих годовых кольцах, пришлась по душе инициатору проекта Сергею Быстрову. Договорившись с администрацией, художники за две недели «оживили» девять пней, перенеся на каждый из них фотографии легенд «прекрасной эпохи».
— Для меня это важный проект еще и с экологической точки зрения, — объясняет Оксана. — Мы использовали пни, чтобы сохранить их. Даже после того, как дерево умирает, пни продолжают жить. Это придает свой шарм и художественной идее. Ведь с каждым годом перенесенное изображение будет меняться под воздействием активной жизнедеятельности жучков, грибов и других микроорганизмов. Что это, как не наглядная демонстрация того, что наша память — тоже изменчивый организм? Фотографии художники подбирали так, чтобы герои на них выглядели естественными и живыми — под стать окружающей этот лесной вернисаж природе. Поэтому среди них нет ни одного постановочного портрета.
— Вот, например, фото Роберта Рождественского с березой, — комментирует следующее изображение Оксана. — Мы его перенесли на березовый пенек.
А на одном из ближних со стороны дороги пней можно увидеть самое раннее изображение станции Переделкино, какой она была в 30-е годы сразу после появления в поселке первых писательских дач.
За подборку фотоматериала в дуэте отвечал Артур Бондарь, который сам себя называет визуальным археологом — специалистом, который идентифицирует редкие изображения, найденные в архивах.
Несмотря на то что проект был завершен еще только в сентябре, он уже получил широкую известность.
По словам Оксаны, ее рассказ о необычной экспозиции разлетелся по сети в считаные дни. Многие люди приезжают в Переделкино в поисках арт-пеньков. Художниками заинтересовались за рубежом, и даже предложили им заняться созданием аналогичных проектов. Но Оксана и Артур не хотят повторяться.
— То, что уместно в контексте переделкинских дач, вряд ли будет уместно где-то еще, — объясняет Оксана. — Память этого места — особенная. Поэтому второй такой проект вряд ли возможен в другом месте, как невозможно появление второго Переделкина.