Первый среди лучших
«НО» продолжают рубрику, в которой рассказывают о местах в Новой Москве, названных в честь известных людей. В этот раз речь пойдет о летчике Сергее Грицевце, первом человеке, который стал дважды Героем Советского Союза. В поселении Внуковское в честь него названа улица. О жизни своего знаменитого деда рассказал его внук, Сергей Архангельский.
Письмо с неба
Самолет! Вот это да! Сергей не мог оторвать взгляд от «железной птицы», которая парила над Шумихой (сейчас город, а тогда просто поселок на территории нынешней Курганской области. — «НО»).
Юноша впервые увидел самолет. Тогда, в 1920-х их только начали выпускать. Такая машина была в диковинку, поэтому на улицу, казалось, выбежал весь поселок. Даже уроки в школах прекратились. Еще через мгновение в руках Сергея оказалась упавшая «с неба» листовка. В ней крупными буквами было написано, что желающие могут вступить в общество друзей воздушного флота. Развивающееся авиастроение призывали поддержать всех желающих. А значит… Сергей может стать одним из тех, кто управляет этими «железными птицами».
Тот самолет был совсем небольшим, всего для одного человека. И мог сесть где угодно, потому что в первую очередь был сделан для военных целей.
Сергей уже представил, как находится в кабине пилота: взлетает в небо, набирает высоту и летит. Под его ногами тысячи метров, крупные города, а впереди — голубое небо. Красотища! Нет, он точно должен стать летчиком. И сделать это нужно как можно скорее. И пускай, что в летную школу берут с восемнадцати, пару лет и приписать себе можно.
В общем, план юноши не удался. Нужно было собрать и медицинские справки, и как-то договориться с отцом. Но тот и слушать ничего не захотел, сказав, что Сергей еще на земле все дела не переделал.
Не в летчики, так в слесари
Взрослая жизнь, казалось, перечеркнула все мечты. В Златоусте, куда Сергей переехал после окончания школы, он устроился учеником слесаря. Поселился в небольшой комнатушке, получая совсем скудное жалованье. Денег хватало, чтобы хоть как-то прокормиться. А вскоре к нему приехала и младшая сестра Женя, которая стала жить вместе с ним. Некоторое время ее тоже надо было содержать. Какие уж тут мечты о небе.
Но Сергей ни о чем не жалел и на судьбу не уповал. Медленно, но дела пошли в гору. Он учился на вечернем отделении металлургического техникума, вскоре его повысили до слесаря. А через некоторое время его вовсе сделали инструктором Златоустовского горкома комсомола. Сергею на тот момент было всего 22 года. И жизнь сама складывалась так, чтобы исполнить его юношескую мечту.
…Это был последний майский день. Секретарь горкома комсомола пришел к Сергею со словами:
— Начался призыв молодежи в авиацию! Пришло пять путевок в летние школы по всей стране!
И что в тот момент творилось в душе Сергея, можно только представить. Это был его шанс.
Призвание летать
Через год Грицевец окончил авиационную школу. Его успехи заметно отличались от тех, что делали его сокурсники. Казалось, что в воздухе ему не было равных. Он мгновенно принимал нужные решения, был предельно внимателен. Никогда не терялся в сложной обстановке.
Так произошло даже в один из учебных полетов над Оренбургом, когда над центром города у самолета Грицевца отказал мотор, и на кону была не только судьба машины. Сергей мог бы оставить ее и прыгнуть с парашютом, как и предполагала на этот счет инструкция. Но не таков был Грицевец. Он посадил машину, получив всего пару ссадин и выбив себе зуб. А увидев, как к нему подбегают на помощь, попросил только об одном:
— Принесли бы водицы попить.
Об этом курсантском подвиге писали даже местные газеты, а Сергей лишь смущенно говорил спасибо. Он вовсе не считал себя героем.
А потом жизнь закрутилась. Сначала Сергея направили на службу в Киев, где он и женился. Потом уехал работать на Дальний Восток, став начальником воздушно-стрелковой службы эскадрильи. А в 26 лет возглавил перелет шести истребителей И-16 по маршруту Бочкарево — Спасск-Дальний и посадил его в Хабаровске за рекордные 3 часа 10 минут. Такого еще не удавалось никому!
Его успехи действительно потрясали. Сергея отправили в Одессу, где он сначала окончил курсы в военной школе пилотов с отличием. А потом стал там летчиком-инструктором. И, казалось, вот она, начинается спокойная жизнь. Хорошая работа, семья рядом. К тому моменту у Сергея уже подрастала маленькая дочка. Но что-то было не так.
— Как можно обучать других военному делу, когда сам только летал в мирном небе! — возмущался Сергей.
В 1936 году в Испании началась гражданская война против немецких фашистов, и туда набирали советских добровольцев. Конечно, Грицевец хотел быть в их ряду. Подал один рапорт — отказали. Второй, третий, четвертый... Сколько это может продолжаться! Разговоры с начальством тоже ничего хорошего не предвещали. Более того, Сергея отправили в другой город обучать испанских военных летать на советских И-16! Возмущайся не возмущайся, а это был хоть какой-то шанс попасть на войну.
Через два года Грицевец все-таки добился командировки в Испанию.
Его боялся противник
...Сергей долго смотрел на небо, пытаясь лучше всего продумать тактику боя. Что-то должно ему было сыграть на руку. Вот только что. Сергей не мог понять. Он вновь представил, как садится в самолет, взлетает... Оглядывается вокруг. Что-то должно было помешать увидеть противника.
— Точно. Солнце! Если лететь на неприятеля с его стороны, тот точно ничего не увидит. Тем более что солнце в Испании всегда. И такое жаркое, — подумал Сергей.
И это была не единственная тактика, придуманная им. Его эскадрильи из девяти самолетов вмиг разгоняли противников, которых было в четыре раза больше. Один летчик мог вполне вступить в бой с пятью истребителями и выйти победителем. А взятые в плен фашистские летчики говорили о том, что эскадрилью Грицевца они уже узнавали в воздухе, стараясь не вступать с ней в драку.
Вот только чего стоила Сергею эта война. Здесь прежнего весельчака и балагура было не узнать. В спокойной обстановке он больше не подшучивал над сослуживцами. А душевная мягкость сменилась сосредоточенностью, особой требовательностью.
И это вполне можно объяснить. За войну в Испании он сбил 30 самолетов! Каких сил и нервов ему стоили те боевые вылеты. Тем более что за них он получит звание Героя Советского Союза.
Дорогой багаж
Меньше чем через год, в мае 1939-го, Сергей оказывается в Монголии. Разразившийся здесь русско-японский конфликт на реке Халхин-Гол в тот момент был не в пользу советской стороны.
Руководство страны буквально хваталось за голову: японские летчики чувствуют себя хозяевам в небе, в то время как советская авиация терпит огромные потери.
Сюда направляют только самых опытных летчиков. Среди них — 11 героев Советского Союза. В том числе и Сергея, которого называли первым среди равных.
О его подвигах уже говорили абсолютно все. На него равнялись, спрашивали совета. А Сергей как будто не замечал своей популярности и оставался самим собой.
... Шел бой. В какой-то момент Сергей заметил, что не может найти взглядом самолет командира. Весь бой Забалуев и Грицевец били врага, находясь рядом. А теперь его нет... Сделав круг, Сергей увидел, что его самолет находится на земле противника. Cбит! Забалуев спасся, прыгнув с парашютом. Но до границы не меньше 60 километров. Живым точно не доберешься.
С точки зрения логики, сделать то, что решил Грицевец — заранее подписать себе смертный приговор. Он садится на территорию противника, чтобы забрать с собой Забалуева. У него всего лишь есть доля секунды... На гул самолета в любое время могли сбежаться японцы, а что могло быть дальше, даже страшно представить.
Из сохранившихся воспоминаний Сергея Грицевца:
«И вот интересно: казалось бы, не до этого, а вдруг я вспомнил, как он накануне про своего сынка маленького рассказывал. Черт его знает, какая-то отчаянная нежность у меня была к Забалуеву в этот момент. «Погибну, — думаю, — а выручу тебя!»
И выручил. Это было похоже на чудо. Потому что и кабина пилота предназначена для одного человека, и самолет не рассчитан на большой вес. Да и тесно. При взлете у Грицевца чуть не заглох мотор. А самолет, как назло, не мог оторваться от земли.
Из сохранившихся воспоминаний Сергея Грицевца:
«Нашел я свой аэродром, сел, выскочил. — Ну, — кричу всем. — Вытаскивайте дорогой багаж!»
...После Халхин-Гола впервые в истории страны Сергей Грицевец стал дважды Героем Советского Союза.
Месяц спустя
И в какие бы ситуации ни попадал Грицевец, ему как будто везло. Из сложнейших воздушных операций он выходил живым. А вот погиб на земле и тогда, когда его жизни ничто не угрожало.
Приземлившись ночью на аэродроме, Сергей уже собирался выйти из самолета. Была ночь и посадочной полосы оказалось не видно, потому что подсветку в тот день сняли. Садиться пришлось «на ощупь». То же самое делал и другой самолет, садившийся на его же полосу. После столкновения Сергей не выжил. Ему было всего 30 лет.
Справка:
Несмотря на то что Сергей Грицевец никогда в Москве не жил, а уж тем более вряд ли бывал на территории Новой Москвы, улица Летчика Грицевца (на фото) получила свое название 19 декабря 2012 года. В 2019 году его имя присвоено одному из корпусов школы № 1788 на улице Авиаконструктора Петлякова, 17.