Вторник, 23 июля 2024, 14:08
Ясно 24°
Цитата дня
— В ТиНАО активно реализуется политика сбалансированной застройки территорий. В приоритете для нас — улучшение логистики и создание новых рабочих мест. Предполагается, что после открытия складского комплекса здесь смогут трудоустроиться около 400 человек. Площадь застройки составила примерно 1,5 тысячи квадратных метров
— В ТиНАО активно реализуется политика сбалансированной застройки территорий. В приоритете для нас — улучшение логистики и создание новых рабочих мест. Предполагается, что после открытия складского комплекса здесь смогут трудоустроиться около 400 человек. Площадь застройки составила примерно 1,5 тысячи квадратных метров
Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов

Опросы

Ежегодно 26 июля отмечается День парашютиста. Знаете ли вы, сколько прыжков из самолета Ан-2 выполнили представители Центра «Лидер» из Мосрентгена с высоты 600 метров?

Загрузка ... Загрузка ...
1939 год. Сергей Грицевец. Фото: из личного архива

Первый среди лучших

1939 год. Сергей Грицевец. Фото: из личного архива
1939 год. Сергей Грицевец. Фото: из личного архива

«НО» продолжают рубрику, в которой рассказывают о местах в Новой Москве, названных в честь известных людей. В этот раз речь пойдет о летчике Сергее Грицевце, первом человеке, который стал дважды Героем Советского Союза. В поселении Внуковское в честь него названа улица. О жизни своего знаменитого деда рассказал его внук, Сергей Архангельский.

Письмо с неба

Самолет! Вот это да! Сергей не мог оторвать взгляд от «железной птицы», которая парила над Шумихой (сейчас город, а тогда просто поселок на территории нынешней Курганской области. — «НО»).

Юноша впервые увидел самолет. Тогда, в 1920-х их только начали выпускать. Такая машина была в диковинку, поэтому на улицу, казалось, выбежал весь поселок. Даже уроки в школах прекратились. Еще через мгновение в руках Сергея оказалась упавшая «с неба» листовка. В ней крупными буквами было написано, что желающие могут вступить в общество друзей воздушного флота. Развивающееся авиастроение призывали поддержать всех желающих. А значит… Сергей может стать одним из тех, кто управляет этими «железными птицами».

Тот самолет был совсем небольшим, всего для одного человека. И мог сесть где угодно, потому что в первую очередь был сделан для военных целей.

Сергей уже представил, как находится в кабине пилота: взлетает в небо, набирает высоту и летит. Под его ногами тысячи метров, крупные города, а впереди — голубое небо. Красотища! Нет, он точно должен стать летчиком. И сделать это нужно как можно скорее. И пускай, что в летную школу берут с восемнадцати, пару лет и приписать себе можно.

В общем, план юноши не удался. Нужно было собрать и медицинские справки, и как-то договориться с отцом. Но тот и слушать ничего не захотел, сказав, что Сергей еще на земле все дела не переделал.

1939 год. Сергей Грицевец летал на истребителе И-16. Фото: из личного архива
1939 год. Сергей Грицевец летал на истребителе И-16

Не в летчики, так в слесари

Взрослая жизнь, казалось, перечеркнула все мечты. В Златоусте, куда Сергей переехал после окончания школы, он устроился учеником слесаря. Поселился в небольшой комнатушке, получая совсем скудное жалованье. Денег хватало, чтобы хоть как-то прокормиться. А вскоре к нему приехала и младшая сестра Женя, которая стала жить вместе с ним. Некоторое время ее тоже надо было содержать. Какие уж тут мечты о небе.

Но Сергей ни о чем не жалел и на судьбу не уповал. Медленно, но дела пошли в гору. Он учился на вечернем отделении металлургического техникума, вскоре его повысили до слесаря. А через некоторое время его вовсе сделали инструктором Златоустовского горкома комсомола. Сергею на тот момент было всего 22 года. И жизнь сама складывалась так, чтобы исполнить его юношескую мечту.

…Это был последний майский день. Секретарь горкома комсомола пришел к Сергею со словами:

— Начался призыв молодежи в авиацию! Пришло пять путевок в летние школы по всей стране!

 И что в тот момент творилось в душе Сергея, можно только представить. Это был его шанс.

Призвание летать

Через год Грицевец окончил авиационную школу. Его успехи заметно отличались от тех, что делали его сокурсники. Казалось, что в воздухе ему не было равных. Он мгновенно принимал нужные решения, был предельно внимателен. Никогда не терялся в сложной обстановке.

Так произошло даже в один из учебных полетов над Оренбургом, когда над центром города у самолета Грицевца отказал мотор, и на кону была не только судьба машины. Сергей мог бы оставить ее и прыгнуть с парашютом, как и предполагала на этот счет инструкция. Но не таков был Грицевец. Он посадил машину, получив всего пару ссадин и выбив себе зуб. А увидев, как к нему подбегают на помощь, попросил только об одном:

— Принесли бы водицы попить.

 Во время боев на Халхин-Голе, в 1939-м. Фото: из личного архива
Во время боев на Халхин-Голе, в 1939-м. Фото: из личного архива

Об этом курсантском подвиге писали даже местные газеты, а Сергей лишь смущенно говорил спасибо. Он вовсе не считал себя героем.

А потом жизнь закрутилась. Сначала Сергея направили на службу в Киев, где он и женился. Потом уехал работать на Дальний Восток, став начальником воздушно-стрелковой службы эскадрильи. А в 26 лет возглавил перелет шести истребителей И-16 по маршруту Бочкарево — Спасск-Дальний и посадил его в Хабаровске за рекордные 3 часа 10 минут. Такого еще не удавалось никому!

Его успехи действительно потрясали. Сергея отправили в Одессу, где он сначала окончил курсы в военной школе пилотов с отличием. А потом стал там летчиком-инструктором. И, казалось, вот она, начинается спокойная жизнь. Хорошая работа, семья рядом. К тому моменту у Сергея уже подрастала маленькая дочка. Но что-то было не так.

 — Как можно обучать других военному делу, когда сам только летал в мирном небе! — возмущался Сергей.

В 1936 году в Испании началась гражданская война против немецких фашистов, и туда набирали советских добровольцев. Конечно, Грицевец хотел быть в их ряду. Подал один рапорт — отказали. Второй, третий, четвертый... Сколько это может продолжаться! Разговоры с начальством тоже ничего хорошего не предвещали. Более того, Сергея отправили в другой город обучать испанских военных летать на советских И-16! Возмущайся не возмущайся, а это был хоть какой-то шанс попасть на войну.

Через два года Грицевец все-таки добился командировки в Испанию.

Его боялся противник

...Сергей долго смотрел на небо, пытаясь лучше всего продумать тактику боя. Что-то должно ему было сыграть на руку. Вот только что. Сергей не мог понять. Он вновь представил, как садится в самолет, взлетает... Оглядывается вокруг. Что-то должно было помешать увидеть противника.

 — Точно. Солнце! Если лететь на неприятеля с его стороны, тот точно ничего не увидит. Тем более что солнце в Испании всегда. И такое жаркое, — подумал Сергей.

И это была не единственная тактика, придуманная им. Его эскадрильи из девяти самолетов вмиг разгоняли противников, которых было в четыре раза больше. Один летчик мог вполне вступить в бой с пятью истребителями и выйти победителем. А взятые в плен фашистские летчики говорили о том, что эскадрилью Грицевца они уже узнавали в воздухе, стараясь не вступать с ней в драку.

Вот только чего стоила Сергею эта война. Здесь прежнего весельчака и балагура было не узнать. В спокойной обстановке он больше не подшучивал над сослуживцами. А душевная мягкость сменилась сосредоточенностью, особой требовательностью.

 И это вполне можно объяснить. За войну в Испании он сбил 30 самолетов! Каких сил и нервов ему стоили те боевые вылеты. Тем более что за них он получит звание Героя Советского Союза.

Дорогой багаж

Меньше чем через год, в мае 1939-го, Сергей оказывается в Монголии. Разразившийся здесь русско-японский конфликт на реке Халхин-Гол в тот момент был не в пользу советской стороны.

Руководство страны буквально хваталось за голову: японские летчики чувствуют себя хозяевам в небе, в то время как советская авиация терпит огромные потери.

Сюда направляют только самых опытных летчиков. Среди них — 11 героев Советского Союза. В том числе и Сергея, которого называли первым среди равных.

О его подвигах уже говорили абсолютно все. На него равнялись, спрашивали совета. А Сергей как будто не замечал своей популярности и оставался самим собой.

... Шел бой. В какой-то момент Сергей заметил, что не может найти взглядом самолет командира. Весь бой Забалуев и Грицевец били врага, находясь рядом. А теперь его нет... Сделав круг, Сергей увидел, что его самолет находится на земле противника. Cбит! Забалуев спасся, прыгнув с парашютом. Но до границы не меньше 60 километров. Живым точно не доберешься.

С точки зрения логики, сделать то, что решил Грицевец — заранее подписать себе смертный приговор. Он садится на территорию противника, чтобы забрать с собой Забалуева. У него всего лишь есть доля секунды... На гул самолета в любое время могли сбежаться японцы, а что могло быть дальше, даже страшно представить.

Из сохранившихся воспоминаний Сергея Грицевца:

 «И вот интересно: казалось бы, не до этого, а  вдруг я  вспомнил, как он накануне про своего сынка маленького рассказывал. Черт его знает, какая-то отчаянная нежность у меня была к Забалуеву в  этот момент. «Погибну,  — думаю, — а выручу тебя!»

И выручил. Это было похоже на чудо. Потому что и кабина пилота предназначена для одного человека, и самолет не рассчитан на большой вес. Да и тесно. При взлете у Грицевца чуть не заглох мотор. А самолет, как назло, не мог оторваться от земли.

Из сохранившихся воспоминаний Сергея Грицевца:

«Нашел я  свой аэродром, сел, выскочил. — Ну, — кричу всем. — Вытаскивайте дорогой багаж!»

...После Халхин-Гола впервые в истории страны Сергей Грицевец стал дважды Героем Советского Союза.

Месяц спустя

И в какие бы ситуации ни попадал Грицевец, ему как будто везло. Из сложнейших воздушных операций он выходил живым. А вот погиб на земле и тогда, когда его жизни ничто не угрожало.

Приземлившись ночью на аэродроме, Сергей уже собирался выйти из самолета. Была ночь и посадочной полосы оказалось не видно, потому что подсветку в тот день сняли. Садиться пришлось «на ощупь». То же самое делал и другой самолет, садившийся на его же полосу. После столкновения Сергей не выжил. Ему было всего 30 лет.

Справка:

Несмотря на то что Сергей Грицевец никогда в Москве не жил, а уж тем более вряд ли бывал на территории Новой Москвы, улица Летчика Грицевца (на фото) получила свое название 19 декабря 2012 года. В 2019 году его имя присвоено одному из корпусов школы № 1788 на улице Авиаконструктора Петлякова, 17.

Новости партнеров