Суббота, 21 декабря 2024, 13:18
Ясно 2°

Опросы

День энергетика ежегодно празднуется 22 декабря. Знаете ли Вы, какое количество трансформаторных подстанций было модернизировано или построено в ТиНАО за 12 лет?

Загрузка ... Загрузка ...
Цитата дня
—  Специалисты комитета выдали необходимую разрешительную документацию на ввод трех домов в составе жилого комплекса в районе Щербинка, теперь застройщик может начинать процесс передачи ключей собственникам квартир. Общая площадь каждой новостройки составляет 45,8 тыс. кв. м, суммарно в них расположено 679 квартир различных планировок.
— Специалисты комитета выдали необходимую разрешительную документацию на ввод трех домов в составе жилого комплекса в районе Щербинка, теперь застройщик может начинать процесс передачи ключей собственникам квартир. Общая площадь каждой новостройки составляет 45,8 тыс. кв. м, суммарно в них расположено 679 квартир различных планировок.
Председатель Мосгосстройнадзора Антон Слободчиков.
1939 год. Сергей Грицевец. Фото: из личного архива

Первый среди лучших

1939 год. Сергей Грицевец. Фото: из личного архива
1939 год. Сергей Грицевец. Фото: из личного архива

«НО» продолжают рубрику, в которой рассказывают о местах в Новой Москве, названных в честь известных людей. В этот раз речь пойдет о летчике Сергее Грицевце, первом человеке, который стал дважды Героем Советского Союза. В поселении Внуковское в честь него названа улица. О жизни своего знаменитого деда рассказал его внук, Сергей Архангельский.

Письмо с неба

Самолет! Вот это да! Сергей не мог оторвать взгляд от «железной птицы», которая парила над Шумихой (сейчас город, а тогда просто поселок на территории нынешней Курганской области. — «НО»).

Юноша впервые увидел самолет. Тогда, в 1920-х их только начали выпускать. Такая машина была в диковинку, поэтому на улицу, казалось, выбежал весь поселок. Даже уроки в школах прекратились. Еще через мгновение в руках Сергея оказалась упавшая «с неба» листовка. В ней крупными буквами было написано, что желающие могут вступить в общество друзей воздушного флота. Развивающееся авиастроение призывали поддержать всех желающих. А значит… Сергей может стать одним из тех, кто управляет этими «железными птицами».

Тот самолет был совсем небольшим, всего для одного человека. И мог сесть где угодно, потому что в первую очередь был сделан для военных целей.

Сергей уже представил, как находится в кабине пилота: взлетает в небо, набирает высоту и летит. Под его ногами тысячи метров, крупные города, а впереди — голубое небо. Красотища! Нет, он точно должен стать летчиком. И сделать это нужно как можно скорее. И пускай, что в летную школу берут с восемнадцати, пару лет и приписать себе можно.

В общем, план юноши не удался. Нужно было собрать и медицинские справки, и как-то договориться с отцом. Но тот и слушать ничего не захотел, сказав, что Сергей еще на земле все дела не переделал.

1939 год. Сергей Грицевец летал на истребителе И-16. Фото: из личного архива
1939 год. Сергей Грицевец летал на истребителе И-16

Не в летчики, так в слесари

Взрослая жизнь, казалось, перечеркнула все мечты. В Златоусте, куда Сергей переехал после окончания школы, он устроился учеником слесаря. Поселился в небольшой комнатушке, получая совсем скудное жалованье. Денег хватало, чтобы хоть как-то прокормиться. А вскоре к нему приехала и младшая сестра Женя, которая стала жить вместе с ним. Некоторое время ее тоже надо было содержать. Какие уж тут мечты о небе.

Но Сергей ни о чем не жалел и на судьбу не уповал. Медленно, но дела пошли в гору. Он учился на вечернем отделении металлургического техникума, вскоре его повысили до слесаря. А через некоторое время его вовсе сделали инструктором Златоустовского горкома комсомола. Сергею на тот момент было всего 22 года. И жизнь сама складывалась так, чтобы исполнить его юношескую мечту.

…Это был последний майский день. Секретарь горкома комсомола пришел к Сергею со словами:

— Начался призыв молодежи в авиацию! Пришло пять путевок в летние школы по всей стране!

 И что в тот момент творилось в душе Сергея, можно только представить. Это был его шанс.

Призвание летать

Через год Грицевец окончил авиационную школу. Его успехи заметно отличались от тех, что делали его сокурсники. Казалось, что в воздухе ему не было равных. Он мгновенно принимал нужные решения, был предельно внимателен. Никогда не терялся в сложной обстановке.

Так произошло даже в один из учебных полетов над Оренбургом, когда над центром города у самолета Грицевца отказал мотор, и на кону была не только судьба машины. Сергей мог бы оставить ее и прыгнуть с парашютом, как и предполагала на этот счет инструкция. Но не таков был Грицевец. Он посадил машину, получив всего пару ссадин и выбив себе зуб. А увидев, как к нему подбегают на помощь, попросил только об одном:

— Принесли бы водицы попить.

 Во время боев на Халхин-Голе, в 1939-м. Фото: из личного архива
Во время боев на Халхин-Голе, в 1939-м. Фото: из личного архива

Об этом курсантском подвиге писали даже местные газеты, а Сергей лишь смущенно говорил спасибо. Он вовсе не считал себя героем.

А потом жизнь закрутилась. Сначала Сергея направили на службу в Киев, где он и женился. Потом уехал работать на Дальний Восток, став начальником воздушно-стрелковой службы эскадрильи. А в 26 лет возглавил перелет шести истребителей И-16 по маршруту Бочкарево — Спасск-Дальний и посадил его в Хабаровске за рекордные 3 часа 10 минут. Такого еще не удавалось никому!

Его успехи действительно потрясали. Сергея отправили в Одессу, где он сначала окончил курсы в военной школе пилотов с отличием. А потом стал там летчиком-инструктором. И, казалось, вот она, начинается спокойная жизнь. Хорошая работа, семья рядом. К тому моменту у Сергея уже подрастала маленькая дочка. Но что-то было не так.

 — Как можно обучать других военному делу, когда сам только летал в мирном небе! — возмущался Сергей.

В 1936 году в Испании началась гражданская война против немецких фашистов, и туда набирали советских добровольцев. Конечно, Грицевец хотел быть в их ряду. Подал один рапорт — отказали. Второй, третий, четвертый... Сколько это может продолжаться! Разговоры с начальством тоже ничего хорошего не предвещали. Более того, Сергея отправили в другой город обучать испанских военных летать на советских И-16! Возмущайся не возмущайся, а это был хоть какой-то шанс попасть на войну.

Через два года Грицевец все-таки добился командировки в Испанию.

Его боялся противник

...Сергей долго смотрел на небо, пытаясь лучше всего продумать тактику боя. Что-то должно ему было сыграть на руку. Вот только что. Сергей не мог понять. Он вновь представил, как садится в самолет, взлетает... Оглядывается вокруг. Что-то должно было помешать увидеть противника.

 — Точно. Солнце! Если лететь на неприятеля с его стороны, тот точно ничего не увидит. Тем более что солнце в Испании всегда. И такое жаркое, — подумал Сергей.

И это была не единственная тактика, придуманная им. Его эскадрильи из девяти самолетов вмиг разгоняли противников, которых было в четыре раза больше. Один летчик мог вполне вступить в бой с пятью истребителями и выйти победителем. А взятые в плен фашистские летчики говорили о том, что эскадрилью Грицевца они уже узнавали в воздухе, стараясь не вступать с ней в драку.

Вот только чего стоила Сергею эта война. Здесь прежнего весельчака и балагура было не узнать. В спокойной обстановке он больше не подшучивал над сослуживцами. А душевная мягкость сменилась сосредоточенностью, особой требовательностью.

 И это вполне можно объяснить. За войну в Испании он сбил 30 самолетов! Каких сил и нервов ему стоили те боевые вылеты. Тем более что за них он получит звание Героя Советского Союза.

Дорогой багаж

Меньше чем через год, в мае 1939-го, Сергей оказывается в Монголии. Разразившийся здесь русско-японский конфликт на реке Халхин-Гол в тот момент был не в пользу советской стороны.

Руководство страны буквально хваталось за голову: японские летчики чувствуют себя хозяевам в небе, в то время как советская авиация терпит огромные потери.

Сюда направляют только самых опытных летчиков. Среди них — 11 героев Советского Союза. В том числе и Сергея, которого называли первым среди равных.

О его подвигах уже говорили абсолютно все. На него равнялись, спрашивали совета. А Сергей как будто не замечал своей популярности и оставался самим собой.

... Шел бой. В какой-то момент Сергей заметил, что не может найти взглядом самолет командира. Весь бой Забалуев и Грицевец били врага, находясь рядом. А теперь его нет... Сделав круг, Сергей увидел, что его самолет находится на земле противника. Cбит! Забалуев спасся, прыгнув с парашютом. Но до границы не меньше 60 километров. Живым точно не доберешься.

С точки зрения логики, сделать то, что решил Грицевец — заранее подписать себе смертный приговор. Он садится на территорию противника, чтобы забрать с собой Забалуева. У него всего лишь есть доля секунды... На гул самолета в любое время могли сбежаться японцы, а что могло быть дальше, даже страшно представить.

Из сохранившихся воспоминаний Сергея Грицевца:

 «И вот интересно: казалось бы, не до этого, а  вдруг я  вспомнил, как он накануне про своего сынка маленького рассказывал. Черт его знает, какая-то отчаянная нежность у меня была к Забалуеву в  этот момент. «Погибну,  — думаю, — а выручу тебя!»

И выручил. Это было похоже на чудо. Потому что и кабина пилота предназначена для одного человека, и самолет не рассчитан на большой вес. Да и тесно. При взлете у Грицевца чуть не заглох мотор. А самолет, как назло, не мог оторваться от земли.

Из сохранившихся воспоминаний Сергея Грицевца:

«Нашел я  свой аэродром, сел, выскочил. — Ну, — кричу всем. — Вытаскивайте дорогой багаж!»

...После Халхин-Гола впервые в истории страны Сергей Грицевец стал дважды Героем Советского Союза.

Месяц спустя

И в какие бы ситуации ни попадал Грицевец, ему как будто везло. Из сложнейших воздушных операций он выходил живым. А вот погиб на земле и тогда, когда его жизни ничто не угрожало.

Приземлившись ночью на аэродроме, Сергей уже собирался выйти из самолета. Была ночь и посадочной полосы оказалось не видно, потому что подсветку в тот день сняли. Садиться пришлось «на ощупь». То же самое делал и другой самолет, садившийся на его же полосу. После столкновения Сергей не выжил. Ему было всего 30 лет.

Справка:

Несмотря на то что Сергей Грицевец никогда в Москве не жил, а уж тем более вряд ли бывал на территории Новой Москвы, улица Летчика Грицевца (на фото) получила свое название 19 декабря 2012 года. В 2019 году его имя присвоено одному из корпусов школы № 1788 на улице Авиаконструктора Петлякова, 17.

Новости партнеров