Первым делом — самолеты
Воспитанник Дома культуры и спорта «Воскресенское» Игорь Макаров выиграл международные соревнования по авиамоделированию в Японии. Чем 15-летний юноша удивил иностранных коллег, выяснила корреспондент «НО».
Если бы семь лет назад кто-нибудь сказал Игорю, что он будет разъезжать по всему миру и выступать на престижных соревнованиях по авиамоделированию, он вряд ли поверил бы. Но именно тогда его, 8-летнего мальчишку, папа привел в секцию — и началось.
— Мы ходили по разным кабинетам и спрашивали, возьмут ли Игоря куда-нибудь заниматься. Картинг, судостроение — нам везде отказывали, ссылаясь на возраст. Следующим на очереди оказалось авиамоделирование, — вспоминает Владислав Макаров, папа Игоря.
Так они познакомились с Рафиком Сафаровым, который и стал тренером будущего чемпиона. Посмотрев на Игоря, он спросил мальчика, умеет ли тот держать ложку и насколько самостоятельно выполняет работы по дому. Так началось их сотрудничество. Будучи еще юниором, Игорь занимал призовые места на соревнованиях в Сербии и Нидерландах. А свой лучший результат спортсмен показал на Кубке России по авиамодельному спорту в Пензе в 2017 году. Там он занял 5-е место, отправив планер в полет на 48,3 секунды.
Легче легкого
Авиамоделирование — это изготовление уменьшенных копий летательных аппаратов. Кстати, каждый из нас хоть раз в жизни, но создавал «настоящие» авиамодели. Не верите? А помните, в детстве вы делали самолетики из бумаги? Так вот, их тоже можно отнести к авиамоделированию. Только ваши и наши модели, в отличие от летательных аппаратов Игоря Макарова, вряд ли могли кружить в воздухе больше 10 секунд.
А вот планеры класса F-1N, на которых специализируется юноша, могут парить над землей около минуты. В основе такого самолета — тонкая карбоновая трубка. Остальные части летательного аппарата сделаны из легкого дерева (бальзы) и пенопласта. Вес конструкции не превышает семи-восьми граммов. Смысл соревнований — в том, чтобы запустить самолет в воздух на большее количество времени.
Как удивить японца
22 ноября Игорь Макаров в составе российской делегации отправился в Японию на очередные соревнования. Волновался? Конечно, тем более что он оказался самым младшим участником турнира. Впрочем, в авиамоделировании возраст — штука несущественная.
— В нашем виде спорта неважно, сколько участнику лет — 15 или 45. Все зависит от того, насколько удачно ты соберешь модель, а потом отправишь ее в воздух, — рассказывает спортсмен.
Затем он берет планер за крыло и делает взмах рукой, показывая, как правильно запускать эту, на первый взгляд, незамысловатую конструкцию. — На соревнования в Токио мы не стали брать готовую модель. Она бы просто сломалась. Любой, самый незначительный сгиб помешает планеру свободно парить в воздухе. Поэтому мы решили взять все необходимые детали с собой и склеить уже на месте, — говорит Игорь.
Этим поступком спортсмену и Михаилу Яшинскому, второму тренеру мальчика, удалось удивить японских коллег. Ведь сами они никогда не шли на такой риск.
— Времени до соревнований оставалось мало. Поэтому модель мне помог собрать тренер, — рассказывает Игорь.
Психология полета
На соревнованиях в Японии спортсмены должны были запустить свои модели в воздух пять раз. Учитывалось суммарное время, проведенное самолетиком в воздухе. Для Игоря самыми удачными оказались первые две попытки.
— После стартового броска я подошел к тренеру, который сказал мне: «Мало ». Но, увы, превзойти этот результат — 44,6 — мне не удалось. Личный рекорд побить тоже не смог, — вздыхает Игорь.
Но впереди было еще четыре попытки. Возможность? Конечно! Взмах рукой, самолет отправляется в воздух. 5 секунд... 10... 19 и приземление. Очень плохо. Провал! Юноша переживает.
Снова взмах, полет... 34 секунды... Не ловит крыло воздух и все тут!
Но все решили последние секунды и попытки! И в итоге «летная» сумма Игоря составила более 120 секунд. Победа!
— Самое сложное для меня — это правильная психологическая подготовка. Еще нужно работать над техникой запуска планера, чтобы устанавливать новые рекорды, — рассуждает Игорь.
В будущем парень хочет стать военным летчиком, а пока продолжает заниматься авиамоделированием.
— В этом виде спорта недостаточно знать что-то одно. Здесь и физика, и черчение, и геометрия. Технологию деревообработки тоже знать надо. Модели мы делаем вручную. Чтобы добиться хороших результатов, учитывается абсолютно все, — объясняет тренер секции по авиамоделированию на базе Дома культуры и спорта «Воскресенское» Рафик Сафаров.
По физике и геометрии у Игоря твердая четверка.
В учебе он старается делать акцент именно на этих предметах. А своим увлечением успел заразить брата Илью, который последовал его примеру и тоже начал конструировать простые планеры.
Справка
Самолеты класса F-1N — планерные модели летательных аппаратов, предназначенные для запуска в помещении. После старта они не управляются ни человеком, ни специальным устройством. Мастерство авиамоделиста заключается в том, чтобы создать аппарат, который продержится в воздухе наибольшее количество времени. В России в этом виде спорта установлен рекорд — 58 секунд.