Первое, что сделаем для Большого Города: благоустроим поселки и построим дороги
Сергей Семенович, «Большая Москва», видимо, тот проект, который будет занимать вас в первую очередь в этом году? Назовите основные направления, по которым этот проект будет развиваться?
Как любой проект, он начинается с планов, поэтому необходимо до конца уточнить весь генплан развития этой территории и сделать его таким, чтобы он был органично вписан в развитие всей Москвы.
Он не должен развиваться сам по себе, а Москва сама по себе.
Более того, мы проводим сейчас разработку концепции развития всей агломерации: и новой территории, и старой территории Москвы, и ближайшего Подмосковья. На этой площадке проживают 20 миллионов человек, и без внятного плана развития этой территории ничего не получится. Поэтому разработать такой план необходимо, причем с участием лучших урбанистов мира.
Кстати, я сегодня вечером с коллегами буду встречаться, и они расскажут, как продвигается эта работа. Первоочередные меры, которые не связаны с долгосрочным планированием: надо навести элементарный порядок по уборке дворов, подъездов, детских площадок, запланировать обустройство садовых участков и садовых поселков. К слову, садоводы много задавали вопросов и очень боялись, что мы придем и все снесем. Но мы настроены на то, чтобы благоустроить поселки, построить дороги, провести воду, свет и так далее. И конечно, надо забрать себе бюджетную сеть, которая обеспечивает необходимыми услугами, — здравоохранение, образование и так далее. Это текущая работа.
По поводу социальной сферы. Сейчас активно обсуждаются и тарифы ЖКХ, и другие соцвопросы… И на том же уровне должны остаться выплаты по ЖКХ, потому что в городе и области это разные суммы. Как это может повлиять на бюджет города?
Социальные выплаты увеличатся, потому что мы не можем пенсионерам поразному платить социальные надбавки. Люди на присоединяемых территориях будут такими же москвичами, и мы обязаны сделать стандарты едиными для всех. Затраты городского бюджета увеличатся, но ненамного, потому что на этой территории живут всего 250 тысяч человек. Притом что это полторы Москвы по территории. Поэтому никакого урона бюджета города не будет. Но при этом мы получаем перспективную площадку для развития города, для строительства деловых, медицинских центров и так далее. Это территория будущего.
Вы сказали «городская агломерация». Мы все чаще в своих эфирах используем это словосочетание. Наверное, заниматься этим вы будете совместно с недавно назначенным губернатором Московской области Сергеем Шойгу? Как будет складываться эта работа?
Без Подмосковья развивать Москву невозможно. И как развивать Подмосковье без Москвы? Они давным-давно стали единым организмом. В Подмосковье больше жилья, в Москве больше рабочих мест, ежедневно миллионы людей перемещаются из области в Москву. Надо совместно выстраивать транспортные коммуникации, логистику, социальная сфера тоже перемешана. Десятки тысяч детей из Подмосковья ходят в наши школы, поликлиники и так далее. В то же время это экологический пояс Москвы, и нам небезразлично, что там происходит.
Уже были совместные обсуждения с Сергеем Шойгу?
Пока еще нет, но я надеюсь, как только он вступит в должность, такой разговор состоится.
А как вы относитесь к его шутливому предложению перенести столицу куда-нибудь в Сибирь?
Я думаю, что это не более чем шутливое предложение, потому что для Сибири это было бы, наверное, неплохо, а для жителей Москвы и Подмосковья подобная ситуация близка к катастрофе. Естественно, уменьшился бы приток инвестиций и доходов, часть бизнеса перерегистрировалась и ушла бы из Москвы и Подмосковья в другое место. Это было бы серьезным уменьшением дохода в бюджеты. Соответственно, социальные программы подверглись бы корректировке.
А что вы скажете по поводу предложения нового губернатора платить налоги по месту жительства, а не по месту работы?
Мне кажется, такие вопросы нужно очень серьезно обсуждать. И как вопрос для обсуждения он имеет право на жизнь. Надо иметь в виду, что мы сегодня вкладываем в транспортную инфраструктуру: 100 миллиардов рублей — в метро, 70 миллиардов — в дороги. Мы их вообще не вкладывали бы, если бы не поток людей, которые приезжают в город в поиске работы. Мы тратим колоссальные ресурсы для того, чтобы принять людей, приезжающих на работу. А что было бы, если бы этого не происходило? Тогда бы в некоторых районах Подмосковья было не 40 процентов безработицы, а 80. Мы же этого не хотим. Мы же должны добиваться, чтобы в области строились не голые микрорайоны без единого рабочего места, а комплексы с социальной сферой.
А как будут использоваться освободившиеся площади в центре города?
Главное, чтобы там не было офисов. Думаю, нужно делать апартаменты, гостиницы. В первую очередь для того, чтобы снизить количество рабочих мест в центре, соответственно, снизить и транспортные потоки, а значит, и разгрузить эту часть города.
Пассажирские проблемы дальних округов должен решить рельсовый транспорт
Расширение границ Москвы, после которого площадь столицы сразу увеличится втрое — присоединенные территории, без малого 150 тысяч гектраров, в два раза больше «старой» Москвы, — невольно ставит весьма злободневную проблему, которая пока что не до конца решена и в пределах МКАД.
А именно — пассажирские транспортные сообщения. Несложно подсчитать, что самые удаленные районы «новой» Москвы удалены от Московской кольцевой на 60 с лишним километров — а ведь и их надо связать с центром «старой» столицы! Конечно, новые территории обрастут местами приложения самой разнообразной рабочей силы, но… В Департаменте строительства считают, что единственно возможным действительно скоростным видом пассажирского транспорта, который мог бы в течение часа с небольшим доставить жителей самых удаленных территорий в пределы Третьего транспортного кольца, должен стать транспорт рельсовый.
— Сейчас поставлена задача превратить рельсовый транспорт, и прежде всего электрички, в эквивалент метро, — рассказал корреспонденту «ВМ» руководитель Департамента строительства АНДРЕЙ БОЧКАРЕВ. — Электрички должны соответствовать метро по таким параметрам, как комфортность подвижного состава, комфортность платформ.
И вместе с тем необходимо, чтобы у нас была единая система рельсового транспорта. Но это не значит, что мы будем запускать электрички в тоннели метро — все-таки у железнодорожного транспорта иной подвижной состав.
По словам Бочкарева, соединить железную дорогу и метро нужно по принципу золотой середины: два вида транспорта могут встретиться на транспортно-пересадочном узле за МКАД.
Одновременно на присоединенных территориях будут создаваться транспортные связки между федеральными трассами: одной из первых таких связок может стать рокада в двух километрах от МКАД, соединяющая деревню Мамыри на Калужском шоссе и торгово-офисный центр «Румянцево» на Киевском шоссе. Также рассматривается возможность развития на присоединенных территориях линий скоростного трамвая, который, по сути, мог бы дублировать ветки метро.
Новые территории: большая отдушина или удар по природе?
ПРОТИВ
МИХАИЛ КРЕЙНДЛИН, РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА ПО ОСОБООХРАНЯЕМЫМ ПРИРОДНЫМ ТЕРРИТОРИЯМ «ГРИНПИС РОССИИ»
Это резко отрицательно скажется на качестве жизни москвичей, потому что эти территории важны — они обеспечивают рекреационные и водоохранные функции для московской агломерации. Такие же последствия ожидают и жителей Московской области. Это серьезный удар по тем участкам ценных природных территорий, которые сохранились на юго-западе Москвы и которые подлежат особой охране. Где не получится застроить территорию «Новой Москвы» законно, ее будут застраивать незаконно. Таким образом, ни о каких экосистемных функциях этих земель мы говорить не сможем.
ЗА
АНДРЕЙ МЕТЕЛЬСКИЙ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ МОСГОРДУМЫ:
Решение о присоединении территорий к Москве — это, я считаю, для нашего города такая своеобразная отдушина, чтобы город мог дальше жить и развиваться.
Столица, как ремнем, стянута Кольцевой автодорогой, и после расширения она сможет вздохнуть спокойно: не будет такой скученности автомобилей, плотности застройки. Мне кажется, это решение пойдет на пользу. Оно принято правительством и поддержано москвичами. А все негативные «пугалки» об утере памятников оставить на потом. Историю надо сохранять — но не в ущерб инфраструктуре. Памятники должны органично вписываться в город.