Памятники археологии под охраной
Для присоединенных территорий этот праздник особенно актуален. Потому что именно здесь активно селились наши предки еще до основания столицы. После того как объекты культурного наследия перешли в ведение Москвы, забот, с одной стороны, прибавилось, а с другой — культура региона пополнилась новыми артефактами. Список памятников археологии в ближайшее время может увеличиться еще на 200 наименований.
Об этом рассказывает заместитель руководителя Департамента культурного наследия, главный археолог Москвы Леонид Кондрашев.
— Леонид Викторович, расскажите, пожалуйста, сколько памятников археологии находится на территории Новой Москвы.
— Когда новые территории вошли в границы Москвы, мы от коллег из Московской области получили список из 126 объектов. Но выяснили, что какие-то из них записаны по два раза, какие-то находились вне границ города.
В итоге у нас получился исправленный список из 122 памятников. Научная работа по некоторым из них только начата. Многие из них не меняли свой статус с 70-х годов прошлого века.
Наши коллеги совершили в прошлом году научный подвиг. В течение года они обошли все 122 объекта и выяснили состояние каждого.
— В каком состоянии находятся эти памятники?
— Ситуация оказалась достаточно тревожной. Из сохранившихся объектов всего 8 процентам ничего не угрожает. Полностью разрушены 18 объектов, то есть 15 процентов от имеющихся памятников.
Кроме того, есть объекты, которые находятся частично под угрозой, они еще не разрушены, но рядом с ними находятся строительные зоны, ведется хозяйственная деятельность.
Таких — 74 объекта, то есть 61 процент. Нам предстоит огромная работа для того, чтобы все привести в соответствие с законом, а главное — сохранить.
— Были ли найдены новые объекты археологии?
— В археологическом смысле эта территория достаточно важна. Наши предки создавали здесь поселения. В ходе обследования местности выявлены еще 200 объектов, которые скоро могут пополнить список охраняемых памятников. Нам нужно принимать серьезные меры по их сохранению. Учитывая, что территория Новой Москвы активно застраивается, впервые есть возможность соотнести с планами строительства расположение памятников.
СТО, И НЕ МЕНЬШЕ!
— В законодательстве по охране памятников археологии в последние годы про изошли существенные изменения. Какова их цель?
— Раньше объект становился памятником археологии по истечении 40 лет. Понятно, что для археологии этот срок был очень мал, возникали вопросы, является ли захоронение времен Великой Отечественной войны объектом археологии или нет. Сейчас закон устанавливает срок в 100 лет. Для археологического памятника важен культурный разрыв.
Для того чтобы артефакт вошел в культурный контекст, необходимо четко определить его местонахождение, рядом с какими объектами он находится, какие аналоги предмета попадались в предшествующие годы изучения. Все это отражает суть археологии. Установление этого временного отрезка — 100 лет, период археологизации вещи.
КОПАЮТ — ЗНАЧИТ АРХЕОЛОГИ
— Закон помогает бороться с «черными копателями»?
— Закон закрепляет понятие «археологический предмет» — источник нашей исторической памяти, возраст которого составляет больше 100 лет. Любая работа по поиску археологических предметов является археологическими раскопками. Теперь работы по целенаправленному поиску археологических объектов регламентируются, что четко определяет субъектов и объекты правонарушений.
Также впервые дано определение понятия «культурный слой». Для Москвы оно очень важно. Жизнь города невозможно остановить, но те страницы, которые зашифрованы под нашими ногами, необходимо изучать. Это все входит в понятие «культурный слой». Например, никто не предполагал, что во время проведения работ у Театра Наций будут найдены монеты времен Василия Шуйского. К этому моменту у нас таких монет не имелось вовсе. Понятие «культурный слой» позволяет определить специфику работы, которая должна быть проведена.