Оживить комочек глины
В столице возрождаются народные традиции. Предметы, созданные вручную, уже давно ценятся гораздо выше тех, что вышли с заводского конвейера, и теперь все больше людей проявляют живой интерес к прикладному творчеству.
В дни празднования юбилея столицы стартовал масштабный проект «Ассамблея народных ремесел», организованный совместными усилиями газеты «Вечерняя Москва» и Московского дома национальностей. И дети, и взрослые пробовали себя в роли начинающих кузнецов, создавали изделия из глины, плели браслеты из кожи и бересты, ловко расписывали медовые пряники...
«Народную» волну подхватили и в Воскресенском. Корреспондент «НО» оказался самым старшим участником мастер-класса по гончарному делу, который прошел в местном Доме культуры.
Исторически сложилось, что гончарное дело — больше мужское ремесло.
Однако на мастер-класс в изостудии ДК «Воскресенское» собрались почти одни девчонки. Все толпятся у электрического
гончарного круга и ждут начала. А тем временем руководитель кружка керамики и гончарного дела студии Анна Авдеева раскладывает рядом комки белой глины, наливает воду в миску и, закончив священнодействовать, окидывает взглядом собравшихся.
— Ну, кто первый? — спрашивает Анна.
Быть первыми готовы все, но выше остальных ребят руку тянет девятилетняя Полина Бабурина из Валуева. Она и садится за гончарный круг.
— Бери комок и с силой шлепни его в самый центр круга, — инструктирует ее Анна Авдеева. — Вот. А теперь Смочи руки в миске с водой и крепко обхвати глину ладонями, сейчас круг завертится.
Анна нажимает педаль, как у швейной машинки, и глина начинает вращаться. Постепенно комок принимает округлую форму.
— Теперь большим пальцев делай ямку в глине, из нее мы поведем стенки горшка, — продолжает Анна.
— Это ваза! Я в нее цветы для мамы буду ставить! — возражает Полина.
— Ну, ваза так ваза, — усмехается мастер. — Теперь начнем делать стенки.
Анна обхватывает детскую руку своей и помогает девочке в непростом гончарном деле. Вот пальцы сжимаются сильнее, и глина пошла вверх, на глазах превращаясь в сосуд.
Наступает очередь других ребят. Пока они увлеченно обсуждают, как лучше держать глину, болтаем с Полиной.
— Как тебе первая ваза? — А она не первая, — деловито заявляет девочка. — Я занимаюсь в кружке керамики, уже два горшка слепила.
Тем временем за гончарным кругом вовсю кипит работа.
— Почувствуйте, где у глины центр вращения, — объясняет девочкам Анна Авдеева. — Очень важно его не увидеть, а именно почувствовать, тогда посуда будет получаться легко.
С непривычки детям трудно удержать вращающуюся глину в руках, поэтому Анна помогает каждой справиться с непослушным комком. И в основном у них получаются довольно симпатичные изделия. Как, например, у Златы Тихенко, которая села за гончарный круг впервые.
Но слепить горшок — еще ползадачи.
Теперь надо его аккуратно снять с круга.
Делается это хитрым способом. Растянув двумя руками прочную леску, Анна срезает ею горшок снизу и, аккуратно сдвинув его на ладонь, ставит на полку подсушиться. Горшки и вазы будут ждать своих авторов в изостудии.