Отголоски прошлого: исторический фестиваль «Война и миръ» состоялся в Остафьеве
Мечты о машине времени все еще остаются нереальными. Но что, если немного пофантазировать? Платье с кринолином, шелковые перчатки, бал в нарядном зале, величественные офицеры в форме и дрожь в теле от залпа выстрелов в воздух. Все это можно было увидеть 28 сентября в музее-усадьбе «Остафьево» — «Русский Парнас» на историческом фестивале «Война и миръ» в поселении Рязановское. Корреспондент газеты «Новые округа» посетила фестиваль, где впервые побывала на балу и увидела стрельбу из мушкетов.
Дворец окружен живописными липовыми и дубовыми аллеями, неподалеку — большой пруд. Главное здание, в наши дни там расположен музей, построил в XIX веке князь Андрей Вяземский.
Позже хозяином усадьбы стал его сын, князь Петр Вяземский — поэт, литератор и близкий друг классика Александра Пушкина. Петр участвовал в Отечественной войне 1812 года и сражался в Бородинской битве. По мнению некоторых исследователей, рассказы Вяземского об участии в Бородине Лев Толстой использовал при написании романа-эпопеи «Война и мир». Возможно, князь стал прототипом для написания образа Пьера Безухова.
ДВОРЯНСКИЕ ЗАБАВЫ
— А можно мне с вами поиграть? — спрашивает мальчик лет пяти.
— Конечно можно. Вот там у дерева стоит молоток, видишь? Бери его. Ты должен ударить по мячу так, чтобы попасть в ворота на траве, понял?
Федор Загорцев — член клуба реконструкторов. Он приехал сюда со своими коллегами, чтобы показать, как развлекались дворяне в XIX веке. Сегодня он облачился в гусарский мундир.
— Мы играем в садовый крокет прямо здесь, на Круглом лугу. Такой досуг популярен во многих европейских странах. В России развлечение стало модным в XIX веке. В устройство каждой усадьбы в то время обязательно включалась площадка для крокета. Долгое время в крокет играли короли и представители аристократического общества. А сейчас проводят даже чемпионат мира по крокету, — поделился своими впечатлениями Федор Загорцев.
Недалеко от луга, в умиротворяющей тени деревьев расположилась группа художников. Под чутким руководством учителя проходит рисование на пленэре.
— Мы занимаемся в местном доме культуры. Пришли на фестиваль, чтобы запечатлеть самый разгар осенних красок, — рассказывает участница пленэра.
ПОЧЕМУ В АРМИЮ БЕЗ ПЕРЕДНИХ ЗУБОВ НЕ БРАЛИ
«...решено представить полк в парадной форме на том основании, что всегда лучше перекланяться, чем недокланяться...»
Не только романтики нашли себе занятие на фестивале. Главной интригой программы стала демонстрация стрельбы из оружия времен Отечественной войны 1812 года.
Специально для этого в Остафьево приехали участники военно-исторического клуба «Московский гренадерский полк».
Мужчины в образе воинов русской армии словно сошли со страниц романа-эпопеи Льва Толстого. Коренастый в очках напоминает Пьера Безухова. А командир — вылитый Андрей Болконский.
— Мы держим в руках кремневые мушкеты времен Отечественной войны 1812 года. Именно такими были вооружены герои романа «Война и мир». Сейчас мы проведем демонстрацию выстрелов, — отчеканивает строгим голосом командир.
Мужчины выстраиваются в ряд прямо у главного входа в музей-усадьбу. Вокруг собралась толпа зрителей.
— Скуси патрон, сыпь порох на полки, — командир четко выкрикивает приказы.
Оказалось, что в то время патроны делали из бумаги. В куски газеты помещали порох, а затем обматывали нитками, придавая шарообразную форму. Для того чтобы зарядить ружье, солдат должен был сделать целых 12 действий. Пули вскрывали зубами, откусывая бумагу. Именно поэтому мужчин без передних зубов в армию в XIX веке брали неохотно.
— Обороти ружье, шомпол вон, прибей, шомпол в ложе, — с помощью длинного металлического стержня мужчины забивают снаряд в дуло ружья.
— На плечо, приготовьсь, своди курки, пли! — командует Андрей Болконский.
Зрителей оглушил ряд выстрелов. Столбы дыма и порох повсюду. Удивительно, как во времена Наполеона удавалось противостоять противнику. В одиночку это было невозможно: солдаты просто не успевали заряжать ружье за короткое время. Поэтому стреляли сразу несколько человек.
БАЛ ПУШКИНСКОЙ ЭПОХИ
«Наташа с утра этого дня не имела минуты свободы и ни разу не успела подумать о том, что предстоит ей. В сыром, холодном воздухе, в тесноте и неполной темноте колыхающейся кареты она в первый раз живо представила себе то, что ожидает ее там, на бале, в освещенных залах, — музыка, цветы, танцы, государь, вся блестящая молодежь Петербурга».
— Не подскажите, как пройти на бал? — юные девушки робко спрашивают у мужчин в военных мундирах.
Путь в Овальный зал и правда не из простых: барышням в пышных бальных платьях приходится пройти лабиринт из музейных коридоров, а затем подняться по крутой лестнице.
В конце дороги гостей ждет волшебство: за приоткрытыми дверями расположился Овальный зал, на витражных окнах — красные бархатные гардины. На паркете кружатся элегантно одетые пары. Именно в этом зале несколько веков назад устраивал пышные балы поэт Петр Вяземский. При нем усадьба стала центром светской и культурной жизни Москвы. Вяземский дружил с Александром Пушкиным, Николаем Гоголем, Александром Грибоедовым и Николаем Карамзиным. Кажется, что среди гостей действительно скрываются лица литераторов Золотого века.
На балу строгий дресс-код, как в лучших домах Петербурга: дамы надели шелковые перчатки, кружевные платья в пол, волосы собрали в высокие прически из локонов. Аксессуары соответствуют эпохе: жемчуга на шее, розы в волосах, веера и сумочки-мешочки с вышивками.
Гости бала, напрочь забыв о мобильных телефонах и заботах, погрузились в танцы и веселье. Под чутким руководством ведущей бала Алины Добрыниной дамы и господа выполняют самые немыслимые па и выстраиваются в колонны.
Все, кто не смог попасть на бал, подглядывают через витражные окна со стороны парка.
— Сегодня в программе бала три отделения, стиль — ампир. В первой части исполним сложные танцы: тиролиз, полонез, кадриль. Позже к нам присоединяться начинающие, устроим танцевальные игры со зрителями, выучим базовые движения, — командует Алина.
Она регулярно организует исторические балы в стиле прошлых эпох. Алина — прообраз Анны Павловны Шерер из романа Льва Толстого, дама с хорошими придворными манерами. На ней платье в пол из голубого шелка, отороченное золотым кружевом.
* * *
В этот субботний день на фестивале нашлись развлечения для всех: любители веселья и светских приемов собрались в Овальном зале, дети и взрослые развлекались на лугу, мужчины с любопытством смотрели на стрельбу из старинного оружия. Организаторам удалось воссоздать атмосферу из романа Льва Толстого и соединить не только несколько разные поколения и эпохи, но и разные состояния: противоречие войны и беззаботность мирной жизни.