Отдачи можно ждать только через пять лет
- Владимир Федорович, с 1985 года вы продвигались по служебной лестнице от мастера участка до главы столичного Департамента. В чем секрет вашего успеха?
- Я работал в тресте «Мордовпромстрой», который занимался проектами промышленного назначения.В Саранске расположены крупные предприятия биохимии, резинотехники, приборостроения. Мы практически со всеми сотрудничали, проводили реконструкцию, строили новые предприятия. Мне повезло, и я изучил строительную профессию как генеральный подрядчик. Я продвигался, и когда стал начальником участка, мне доверили большое количество объектов/
- Вы отслеживаете судьбу тех предприятий, с которыми раньше были связаны?
- Почти все они функционируют, только у большинства из них сменилась форма собственности. Предприятия действуют и производят ту же самую продукцию, что и раньше. Все, что мы тогда построили, функционирует до сих пор. Нашей задачей было создавать новые объекты.
- После 16 лет работы в строительной сфере в Мордовии вы были назначены первым заместителем генерального директора ГУП по развитию Московской области. После назначения ваш образ жизни изменился. Трудно было сменить место жительства и начать трудиться на благо другого региона?
- Действительно, мой образ жизни кардинально поменялся: я переехал из Мордовии в Москву. Но работать было интересно, учитывая то, что регион для меня был новым, а строек стало в разы больше. Наш ГУП являлся техническим заказчиком по строительству спортивных объектов. Когда работал в тресте «Мордовпромстрой» в Саранске, мы создавали объекты промышленного назначения и жилье. В Москве профиль изменился. Но я люблю строительную профессию и никогда от нее не устаю. В столице появилась возможность возводить объекты другой технической оснащенности и сложности, с применением иных строительных конструкций.
- Когда вам сделали такое предложение — переехать в Москву, быстро на него согласились?
- За неделю управился с делами. В Мордовии не хотели отпускать с места работы.
КООРДИНАЦИЯ УСИЛИЙ
- В 2001 году вы стали заместителем министра строительства Московской области. Что строили в Подмосковье?
- Я отвечал за объекты здравоохранения, по всей области мы возводили новые и проводили реконструкцию действующих медицинских учреждений. При этом на мне было строительство семи спортивных комплексов, в том числе «Стадиона новаторов» в Химках, спорткомплексов в Подольске, Климовске и других городах Подмосковья. Мне повезло: в начале своей деятельности я занимался промышленными объектами, потом в ГУПе — спортивными и, уже работая в подмосковном министерстве, отвечал за учреждения здравоохранения. Когда строитель имеет такую возможность реализовывать проекты различных назначений, то он приобретает большой опыт.
- Как взаимодействовали со столицей, работая в областном министерстве?
- Больше стали сотрудничать и плотнее работать с Москвой, когда я стал заместителем председателя правительства. Возникало много вопросов пограничных территорий между городом и областью. И мы совместно обсуждали вопросы градостроительной деятельности.
- Трудно ли было отстаивать интересы области на границах с Москвой?
- Нет, здесь было больше вопросов, касавшихся совместных усилий по реализации проектов. В ряде из них была заложена общая транспортная и инженерная инфраструктура, особенно это касалось тех объектов, которые примыкали к МКАД. Мы всегда находили общий язык со столицей. Но самым главным и одним из трудных стало решение вопросов транспортной инфраструктуры. Тем более что основные транспортные артерии проходят как по Москве, так и по области.
- Уже в 2008 году вы заняли должность министра жилищно-коммунального хозяйства правительства Московской области. Легко ли было сменить специфику курируемой сферы со строительства на ЖКХ?
- Было нелегко, но в строительной отрасли нам приходилось особое внимание уделять инженерным коммуникациям при возведении объектов. Это направление было вполне понятно — каким образом обеспечивается жилой фонд энергоресурсами, как строятся котельные, тепловые пункты и насосные станции.
Однако есть еще эксплуатация этих объектов, чем и занимается жилищно-коммунальный комплекс. Учитывая то, что у меня были знания по созданию и эксплуатации подобных объектов, оставалось только подучить вопросы тарификации, управления жилым фондом. Но в целом это было очень несложно. В достаточно короткий срок мне удалось овладеть этой спецификой.
САМЫЙ КРУПНЫЙ ПРОЕКТ СТОЛИЦЫ
- У вас есть своя особенная строительная мечта — возвести нечто глобальное, к примеру?
- Думаю, что у многих строителей самая глобальная мечта — принять участие в строительстве нового города. Сегодня мы как раз осуществляем эту мечту — строим Новую Москву.
- В 2012 году вы вошли в команду Сергея Собянина и были назначены руководителем Департамента развития новых территорий Москвы. С какими сложностями столкнулись?
- В Новой Москве расположено 21 поселение трех районов: Ленинского, Наро-Фоминского и Подольского. Зачастую планы отдельных районов или поселений серьезно отличались друг от друга: не было систем единого инженерного обеспечения и транспортной инфраструктуры, а по проложенным инженерным коммуникациям до сих пор не хватает исполнительных схем. С первого и до сегодняшнего дня нам приходится работать над созданием единой инфраструктуры районов. В ТиНАО обеспеченность соцобъектами не соответствует московским нормативам. Нам пришлось пересматривать ранее разработанные проекты планировок, чтобы привести их в соответствие.
- Как восприняли предложение перейти из области в команду Сергея Собянина?
- Мне поступило предложение принять участие в реализации одного из крупнейших проектов — развитии новых территорий. Отличие от предыдущей работы в том, что область состоит из большого количества муниципальных образований, и каждое имеет свое понимание в коммунальной и строительной сферах. А в Москве все эти функции централизованы.
- В прошлом году исполнилось два года и присоединенным территориям, и возглавляемому вами департаменту. Каких результатов достигли?
- Мы пересмотрели все ранее разработанные проекты планировок. Третий год подряд объем вводимой недвижимости увеличивается почти на миллион квадратных метров. В этом году введено порядка 2,5 миллиона «квадратов» в Новой Москве — и жилья, и мест приложения труда. Причем за два с небольшим года создано порядка 60 тысяч рабочих мест. Ежегодно увеличивается число объектов социального назначения.
Все проекты инициированы правительством Москвы и мэром столицы Сергеем Собяниным. В этом году начали строить дороги, уже ввели в эксплуатацию два участка, соединяющие Киевское и Калужское шоссе и Киевское и Боровское шоссе. Сейчас строим дорогу от Коммунарки до Южного Бутова. За два года работы мы смогли убедить застройщиков, которые не планировали возводить в составе крупных комплексов, коттеджных поселков и таунхаусов детские сады и школы, в необходимости развивать территории комплексно, с созданием социально значимых учреждений. Мы провели с ними большую работу, чтобы такие объекты появились. В этом году спроектировали 20 объектов социального назначения за счет городского бюджета: пожарные депо, сады, школы и поликлиники, приступаем к их строительству.
ДЕНЬГИ К ДЕНЬГАМ
- Как частные инвесторы реагируют на дополнительную социальную нагрузку для себя?
- По-разному. Но стоимость квадратного метра жилья на территории Новой Москвы позволяет инвестору строить не только детские сады, школы и поликлиники, но и участвовать в развитии транспортной инфраструктуры. Мы считаем, что бизнес совместно с Москвой должен участвовать в создании и развитии дорог.
- Нет ли опасений, что бизнес построит свои объекты раньше, чем появятся качественные дороги к уже возведенной недвижимости?
- Существует несколько проблем. Первое опасение связано с тем, что инвесторы вначале построят жилье, а уже затем школы и детские сады, но мы координируем эту работу и отслеживаем параллельность строительства жилья и социальных объектов. Чаще всего удается синхронизировать строительство недвижимости и сопутствующей инфраструктуры, в том числе транспортной.
- Есть ли комплексное представление о создании деловых, культурных и других кластеров в округах?
- Есть общее представление по созданию кластеров на новой территории. Мы понимаем, что Новая Москва должна быть обеспечена объектами всех назначений. При строительстве мини-городов мы должны создавать рабочие места в шаговой доступности, которые обеспечивали бы трудовую занятость как минимум половины экономически активного населения.
- Какую часть бюджета оттягивает на себя строительство и обустройство ТиНАО? Когда стоит ожидать отдачи от новых территорий?
- Если говорить о цифрах, то это 12 миллиардов рублей в текущем году. В эту сумму входят и дороги, и соцобъекты. Территория очень большая, и главная идея — ее полицентрическое развитие, создание мини-городов. Каждый из них должен стать центром развития, точкой роста, в которой будет реализована основная тема занятости. По нашим прогнозам, отдачи следует ожидать к 2020-му, когда будет создано необходимое количество рабочих мест и они станут приносить доход.
- Инвесторы сейчас участвуют в наполнении казны?
- Да, мы уже сейчас получаем отчисления в столичный бюджет и от тех, кто возводит новую недвижимость, и от тех, кто уже сдал объекты в эксплуатацию.
БЫТЬ НА КОНЕ
- Руководить — значит меньше отдыхать, меньше времени уделять себе. Как начинается ваш рабочий день?
- По-разному. Все зависит от того, какой штаб организован в этот день. Так, в понедельник заммэра Марат Хуснуллин проводит штаб по градостроительству, затем я приезжаю в департамент и провожу свое оперативное совещание. Во вторник проводится штаб по разработке Генерального плана.
По утвержденному графику работаем дальше в департаменте. Учитывая большой объем функций в нашем ведомстве, нам приходится ежедневно проводить работу по различным направлениям: и строительство нежилого фонда, и возведение объектов за бюджетные средства, и создание дорог.
Также наш департамент осуществляет координацию проекта МКАД. Мы следим за реализацией всех крупных инвестпроектов и подготовкой инженерных сетей, ведем штаб по предоставлению технических условий для всех застройщиков ТиНАО, куда приглашаем представителей «Мосэнерго», «Мосводоканала» и других ресурсоснабжающих организаций.
- Как проводите свободное время?
- Я увлекаюсь верховой ездой уже на протяжении шести лет. Отправляюсь на верховые прогулки в лес или поле. Основное в верховой езде — взаимодействовать с животным. Как только лошадь чувствует, что ты отвлечен или задумался о чем-то другом, она моментально реагирует на это, зачастую пытаясь проверить всадника или даже решив скинуть его. У меня такое случалось. Поэтому с лошадьми необходимо быть предельно внимательным ежесекундно.
- Что находите для себя в верховой езде?
- Для меня это в первую очередь физические нагрузки и энергетика. Во-первых, я очень люблю верховую езду. А во-вторых, находясь на лошади, просто перестаешь думать о плохом.
ЕЩЕ ОДИН СПОРТИВНЫЙ ЦЕНТР
За счет инвестора в Новой Москве в первом квартале наступившего года, согласно утвержденному плану-графику, намечено построить новый спортивный центр.
Кроме того, планируется сдать в эксплуатацию 24 жилых дома площадью 351,3 тысячи квадратных метров, детский сад, 4 магазина и гараж. В рамках Адресной инвестиционной программы Москвы за счет бюджета запланировано построить школу и детсад. Префектура ТиНАО и Департамент развития новых территорий держат ход строительства на контроле.
ПОШЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ МИЛЛИОН
С момента присоединения территорий Троицкого и Новомосковского округов к столице здесь введено в эксплуатацию более 3,2 миллиона квадратных метров жилой недвижимости. Такие данные приводит Департамент развития новых территорий Москвы. При этом в ходе сдачи квадратных метров налицо динамика строительства: если в 2012 году было сдано всего 430 тысяч квадратных метров, то в 2013-м — уже 1,2 миллиона, а в 2014-м — 1,6 миллиона «квадратов»
БОЛЬШЕ СОТНИ НОВЫХ ХРАМОВ
Около 150 участков выделено в ТиНАО под строительство храмов и церквей. Включить территорию Новой Москвы в программу «200 храмов» было решено в прошлом году, тогда же началась работа (сегодня она идет на 18 площадках), по программе был построен и открыт первый храм — в честь иконы Божией Матери «Всецарица» в Щербинке. Об этом сообщил советник мэра Москвы Владимир Ресин. Он подчеркнул, что важной задачей является выделение участков под храмы в новых районах еще на стадии их планирования.
ФИЛИАЛ, КОТОРОГО ЖДАЛИ
В Новой Москве появится филиал Государственного бюджетного учреждения «Автомобильные дороги» — организации, проводящей дорожно-коммунальные работы по комплексному обслуживанию и содержанию автодорог в Москве. В ТиНАО она обслуживает свыше 7 миллионов квадратных метров дорог. Проект распорядительного документа о создании филиала уже направлен в Департамент городского имущества столицы.
ЦИФРА
340 тысяч квадратных метров составит общая площадь объектов транспортно-пересадочного узла «Рассказовка».