Осталось только небо...
Утро субботы, 31 октября, принесло весь о страшной трагедии, самой ужасной авиакатастрофе в современной истории российской гражданской авиации. Аэробус А321, вылетевший рейсом из египетского Шарм-аль-Шейха в Санкт-Петербург, через 20 минут исчез с экранов радаров.
Прошел всего час — безумные надежды: «а вдруг»? — стало ясно: случилось непоправимое.
— К нам поступила команда о приведении в режим чрезвычайной ситуации (ЧС), — рассказал «Новым округам» заместитель руководителя базирующегося в поселении Мосрентген Центра по проведению спасательных операций особого риска «Лидер» полковник Александр Половинкин. — Первый эшелон отправился на аэродром в Раменское для вылета спецбортом в Египет, следом подтянулся второй эшелон. В общей сложности на место катастрофы отправились 40 человек и две единицы спецтехники.
К тому времени уже было известно: спасать некого... Погибли все 217 пассажиров и семь членов экипажа. Лайнер развалился на части на большой высоте — обломки и останки тел разбросало на площади в 30 квадратных километров.
— Группа спасателей прибыла на место катастрофы поздно вечером, — рассказал нам по телефону руководитель операции, замначальника «Лидера» полковник Анатолий Саввин. — Провели беспилотниками рекогносцировку на местности и утром приступили к поисковым работам. В течение первого дня были найдены 12 обломков фюзеляжа.
Спасатели работают скрупулезно: необходимо найти все — даже самые мелкие — обломки, чтобы затем, в специальном ангаре, «собрать» из них разбившийся аэробус. Чтобы ответить на самый главный вопрос — что же все-таки стало причиной этой катастрофы?
Да, эксперты уже установили: А321 был сильно изношен, однажды зацепил хвостовой частью взлетно-посадочную полосу и вообще имел проблемы технического свойства.
— Я не думаю, что причиной катастрофы стал отказ двигателя, — сообщил нам Сергей Симаков, военный пенсионер, в прошлом заместитель командира 46-го отдельного полка военно-транспортной авиации, базировавшегося в Остафьево. — Лайнеры такого типа даже от пожара двигателя не разрушатся. Мое личное мнение — это похоже на взрыв в воздухе: «картинка» напоминает взрыв Ту-134 в небе над Тульской областью.
Напомним: 24 августа 2004 года практически одновременно террористками-смертницами были взорваны два пассажирских самолета — Ту-134, направлявшийся в Волгоград, и Ту-154, летевший в Сочи. Тогда погибло 89 человек. А через неделю террористы — среди них была родная сестра одной из смертниц — захватили школу в Беслане.
Но вернемся к недавней трагедии. Четкой версии катастрофы на момент сдачи номера газеты еще не было. Всего есть три предположения: разрушение фюзеляжа из-за последствий удара хвостовой части о взлетную полосу, разрушение двигателя (лопатки турбины могли «прошить» и крыло, и фюзеляж), и взрыв в багажном отсеке. Тем более что космический спутник наблюдения в момент катастрофы зафиксировал в небе над Синаем тепловую вспышку. Первые результаты изучения бортовых самописцев показали «наличие посторонних шумов», не характерных для работы авиадвигателей, а на месте катастрофы были найдены предметы, не относящиеся к конструкции авиалайнера. Расследование, к слову, ведет египетская сторона: катастрофа произошла над территорией Республики Египет и, по существующим нормам, именно эта страна несет ответственность за случившееся до объявления официальных результатов расследования. Напомним: на Синайском полуострове спецслужбы Египта ведут сейчас контртеррористическую операцию.
Кстати
Лайнеры A321, введенные в эксплуатацию в начале 1994 года, являются самыми крупными в семействе A320. Типовая компоновка A321 предусматривает размещение 170 пассажиров в двух классах или до 220 пассажиров в одном классе для чартерных и бюджетных перевозок.
Когда верстался номер
Как сообщило 4 ноября египетское издание «Аль-Масри аль-Яум» со ссылкой на следственные органы, комиссия, расследующая причины крушения российского аэробуса А321 на Северном Синае, пришла к выводу, что катастрофу вызвал взрыв одного из двигателей. Издание отмечает, что причину взрыва самого двигателя экспертам еще предстоит установить.