Оправдан посмертно, или что вы знаете о клевете
Существует известное выражение «Баба-Яга – это оклеветанная Золушка». Пожалуй, автор этой, на первый взгляд, нелепой формулировки неплохо разбирался в человеческой психологии. В умелых устах, желающих подорвать чью-либо репутацию, любая фантазия становится частью биографии. А когда до общества доходят интересные слухи о чьей-либо личной жизни, люди вспоминают крайне редко о существовании презумпции невиновности. Особенно, если речь идет о сплетнях про человека публичного.
Похожая история почти 200 лет назад произошла с Величайшим итальянским и австрийским композитором конца XVIII – начала XIX века Антонио Сальери. Кто-то пустил интригующий слух о причастности музыканта к трагической гибели другого гения – Вольфганга Моцарта. Кто именно стал автором первых сплетен о зависти композитора своему более молодому коллеге доподлинно неизвестно. Однако мировую славу слух приобрел в 1831 году, после публикации маленькой трагедии «Моцарт и Сальери» Александра Пушкина. Поэтическая форма сплетни об отравлении одного гения другим впечатлила немало людей. В их числе оказался композитор Николай Римский-Корсаков, который в 1898 году превратил скандальное произведение в оперу. По мнению некоторых исследователей, маленькая трагедия впечатлила и драматурга Питера Шеффера, подтолкнув его к написанию в 1979 году пьесы «Амадей».
Ирония в том, что на родине Сальери о «преступлении» талантливого земляка узнали лишь в 90-х годах двадцатого века. В Италию на гастроли приехал английский театр с постановкой по той самой пьесе Шеффера. Спектакль вызвал в обществе такой резонанс, что против композитора посмертно возбудили уголовное дело. Правда суд Сальери оправдал, не обнаружив в его действиях состава преступления.
Сам Александр Пушкин писал в журнале «Современник»: «Нравственное чувство, как и талант, дается не всякому». Именно в безнравственности после публикации «Моцарта и Сальери» и упрекнули Пушкина критики литературного мира. Многие были уверены - автор не должен был упоминать в порочащем произведении реальное историческое лицо.
У Антонио Сальери нашлось много защитников. Практически каждый исследователь жизни и творчества композитора был уверен в его незаинтересованности в гибели Моцарта. Более того, по мнению историков, причин для зависти у Антонио Сальери действительно не было. В то время его профессиональная слава звучала громче, нежели у Моцарта. Сальери был придворным композитором и прекрасным педагогом. Однако талантливые классики закрепили в умах людей имя композитора Антонио Сальери как подлого предателя и завистника.