Среда, 16 октября 2024, 05:11
Пасмурно 8°

Опросы

День работников дорожного хозяйства в России ежегодно отмечается 20 октября. Знали ли Вы, сколько километров дорог было построено в ТиНАО с 2012 года?

Загрузка ... Загрузка ...
Цитата дня
—  К открытию новых станций Троицкой и Сокольнической линий наземный городской транспорт стал ходить чаще и подъезжать ближе к метро. По будням на обновленных маршрутах совершают почти 70 тысяч поездок. Мы заранее продумываем все изменения, чтобы новой инфраструктурой могли пользоваться как можно больше людей.
— К открытию новых станций Троицкой и Сокольнической линий наземный городской транспорт стал ходить чаще и подъезжать ближе к метро. По будням на обновленных маршрутах совершают почти 70 тысяч поездок. Мы заранее продумываем все изменения, чтобы новой инфраструктурой могли пользоваться как можно больше людей.
Заместитель мэра столицы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов.
Операция «Чистое небо». Фото: shutterstock.com

Операция «Чистое небо»

Операция «Чистое небо». Фото: shutterstock.com
Операция «Чистое небо». Фото: shutterstock.com

Небо над Москвой 1 и 9 мая будет ясным. Во всяком случае власти сделают для этого все возможное. Кто и как именно будет разгонять облака?

На самом деле, как удалось выяснить «НО», облачность над самой столицей никто разгонять не будет.

— Потенциально опасные кучевые облака самолеты могут начинать встречать еще километров за 200 от Москвы, — рассказывает завотделом физики облаков и активных воздействий Центральной аэрологической обсерватории Баграт Данилян. — Но, бывает, процесс растягивается. Тогда обработка облаков реаген-тами ведется вплоть до границ города.

Над самой столицей полеты запрещены.

Фото: Дмитрий Захаров
Фото: Дмитрий Захаров

Сначала в небо выпустят самолет-лабораторию Як-42Д. Его экипаж выполнит летно-исследовательские работы. В частности, выяснит обстановку на месте и определит, какие ресурсы необходимы.

Затем для собственно «разгона облаков» вылетят еще девять самолетов Военнокосмических сил — Ан-12 и Ан-26. Технику «разгона» разработали в СССР еще в начале 1980-х. Суть ее проста. Внутри самолетов помещают баллоны, наполненными реагентами. Их подключают к генераторам мелкодисперсионных частиц, которые через трубку-распылитель под высоким давлением выбрасывают на облака струю воздуха с реагентами, температура реагентов составляет −90 градусов. Как поясняют эксперты, микрочастицы распыленного реагента выступают как центры кристаллизации — на них намерзают капельки воды, из которых состоит облако. И когда такой кристалл становится достаточно тяжелым, он падает вниз, превращаясь на подлете к земле в воду. После этого в районе разбрасывания практически сразу выпадают обильные осадки. А до Москвы ничего не доходит.

— «Порошок» на высоте 8–9 километров сбрасывается на вершину облака, — раскрывает технологию Баграт Данилян. — Обычно оно разрушается в течение 15–30 минут. Но если облако слишком большое, самолеты могут работать на разных высотах. Минимальное расстояние между ними может быть не менее 300 метров. Михаил Локощенко, ведущий научный сотрудник кафедры метеорологии и климатологии географического факультета МГУ уточняет: — В большинстве случаев для «работы» с облаками используется цемент. Он наиболее дешев. А вот, например, йодистое серебро стоит довольно дорого, и его используют редко, — пояснил Михаил Александрович. — При этом, надо понимать, реагенты не вредят подмосковной природе. Реагенты рассеиваются, не нанося никакого ущерба.

Важный нюанс: если на Москву идет настоящий циклон, то никакой разгон облаков не поможет.

— Во всяком случае с применением этой технологии, — пояснил ведущий специалист центра погоды «Фобос» Евгений Тишковец. — Циклон — это очень мощное природное явление, с ним никакими реагентами не справиться, даже если запустить 50 или 100 самолетов вместо обычных десяти.

Многие москвичи помнят: в некоторые праздничные дни, несмотря на все усилия по «разгону», все равно шел дождь.

Такой казус, например, случился в 2012 году на День города. Тогда путем усилий удалось избежать ливня только на Бородинском поле, где шла реконструкция знаменитой битвы. А в прошлом году на День Победы был отменен пролет самолетов над Красной площадью — из-за плохой видимости. Облака были на высоте всего 150 метров, а нужно — минимум 500, иначе лететь опасно.

Замдиректора «Агентства атмосферных технологий» Василий Мартанов пояснил «НО»: — Обеспечить безоблачное небо над Москвой при современных технологиях можно только при определенных, наиболее простых, метеоусловиях.

В общем, если небольшой дождь в праздники все-таки случится — не расстраивайтесь. Ученые и авиаторы сделали все возможное.

Справка

Облака над Москвой в случае дождливой погоды обычно разгоняют трижды в год: в День Победы, в День России и в День города.

В праздничный день в 4 утра в небо поднимается воздушная разведка, выясняющая метеорологическую обстановку. Если на столицу идут грозовые тучи, то на их разгон поднимаются самолеты с баллонами, наполненными реагентами.

В зависимости от типа облачности пилоты применяют жидкий азот, сухой лед, гранулированную углекислоту и спеццемент. Последний — чаще всего. Для нижнего облачного слоя применяют сухой лед, против слоисто-дождевой облачности — жидкий азот, а йодистым серебром разгоняют наиболее мощные дождевые облака. Жидкий азот неэффективен при температуре окружающей среды выше −0,5 градусов.

Новости партнеров