Вторник, 23 июля 2024, 01:27
Облачно С Прояснениями 17°
Цитата дня
— В ТиНАО активно реализуется политика сбалансированной застройки территорий. В приоритете для нас — улучшение логистики и создание новых рабочих мест. Предполагается, что после открытия складского комплекса здесь смогут трудоустроиться около 400 человек. Площадь застройки составила примерно 1,5 тысячи квадратных метров
— В ТиНАО активно реализуется политика сбалансированной застройки территорий. В приоритете для нас — улучшение логистики и создание новых рабочих мест. Предполагается, что после открытия складского комплекса здесь смогут трудоустроиться около 400 человек. Площадь застройки составила примерно 1,5 тысячи квадратных метров
Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов

Опросы

Ежегодно 26 июля отмечается День парашютиста. Знаете ли вы, сколько прыжков из самолета Ан-2 выполнили представители Центра «Лидер» из Мосрентгена с высоты 600 метров?

Загрузка ... Загрузка ...

Охотник за караванами

7 февраля 2019 года. Аэродром Остафьево. Алексей Диденко. Фото: Владимир Смоляков
7 февраля 2019 года. Аэродром Остафьево. Алексей Диденко. Фото: Владимир Смоляков

15 февраля для тех, кто служил в Афганистане, — особая дата. В этот день в 1989 году завершился вывод Советских войск. Заместитель командира летного отряда Московского авиационного центра Алексей Диденко отслужил в Афганистане полтора года и до сих пор помнит, как участвовал в разгроме самого большого каравана с оружием боевиков.

Это сейчас Алексей Диденко работает заместителем командира летного отряда Московского авиационного центра Департамента ГОЧСиПБ... А в 1987 году он, 26-летний летчик 2-го класса, к войне в Афганистане был морально готов. По крайней мере, он сам так говорит. О ситуации там знал со слов очевидцев: бойцы, которые уже вернулись из горячей точки, рассказывали совсем не то, о чем сообщали советские газеты. О боевых действиях старались замалчивать. И чтобы не писать о них напрямую, раз за разом появлялись статьи об «учениях» советских войск в Афганистане.

Например, газета «Фрунзевец» писала, что солдаты не только «учатся», но и помогают мирному населению: работают на полях, строят школы, ремонтируют здания. А жители кишлаков (населенных пунктов. — «НО») этому только рады. На самом деле о таких «учениях» можно было только мечтать. Потери солдат ужасали. В среднем за год советские войска лишались экипажей 60 вертолетов и 10–20 самолетов. И это только по самым приблизительным подсчетам. Но, даже несмотря на такие цифры, у Алексея Диденко перед предстоящей командировкой не было ни страха, ни волнения.

— Наша профессия всегда связана с риском. А если ты боишься, зачем туда идти? — говорит Диденко. — А в Афганистан я ехал с желанием послужить на благо Родины. Если о чем-то плохом и думал, то всегда сам себя успокаивал: все будет хорошо.

Накануне отправки в горячую точку сослуживцы предложили Алексею сходить к гадалке. Мол, она точно подскажет, чего опасаться в Афганистане и как пройдет служба. Недаром летчиков считают суеверными. У них много примет.

В 1987 году Диденко служил в Афганистане. Его аэродром находился в городе Газни. Фото: из личного архива
В 1987 году Диденко служил в Афганистане. Его аэродром находился в городе Газни. Фото: из личного архива

— Например, в Афганистане многие никогда не фотографировались перед полетом, — вспоминает Алексей. — А кто-то перед вылетом не брился. Да ерунда все это! Хотя... та гадалка, по слухам, говорила всегда все как есть и никогда ничего не скрывала.

Но молодой офицер тогда только ухмыльнулся. Правду скажет или нет — вот и живи потом с этим. Бред! Но тем не менее о своей командировке он не сказал даже родным. Те до последнего думали, что его перевели в Казахстан.

...Сегодня об афганских событиях Диденко рассказывает как об обычных буднях. Просто и незамысловато звучат его слова:

— Подъем в четыре утра, первый вылет, заправка, второй вылет — и так целый день.

При этом он как-то и не говорит, что на самом деле каждый день мог стать последним. Вылетая на задание, летчики никогда не знали, где именно их ждет опасность.

Основная задача вертолетчиков — поиск караванов с оружием. Душманы перевозили его на верблюдах. Сложность была в том, что передвигался противник исключительно по ночам, а днем «залегал на дно» в одном из кишлаков.

— Очень часто мы возвращались ни с чем. Разведка давала нам примерный маршрут следования караванов. Первый вылет, второй, третий... Никого, — вспоминает Диденко.

Не все проходило гладко. Иногда после таких полетов целыми и невредимыми возвращались не все. Вертолеты сбивали, стоило им только чуть отклониться от маршрута. И это была не ошибка пилотов. Некоторые зоны на картах были отмечены как нейтральные, а на деле...

— Возникали стихийные перестрелки. Иногда и по 40 минут без остановки, — рассказывает Алексей.

Обычный человек не смог бы даже вспоминать об этом спокойно. Но, как оказалось, жить в постоянном напряжении и под прицелом противника стало практически привычкой.

...Утро 3 июня 1987 года было самым обычным. Подъем, завтрак, вылет. Впрочем, в воздух поднялись немного раньше обычного: еще до восхода солнца. Дело в том, что вот уже несколько дней вертолетчики не могли обнаружить караван. По данным разведки, перевозилось внушительное количество оружия. Но найти его никак не удавалось: хорошо маскировались. И тем не менее командование поставило задачу: найти и обезвредить.

— Тогда вылетело четыре вертолета: два Ми-8 — транспортно-боевых со спецназовцами на борту, два Ми-24 — боевых, которые осуществляли поддержку с воздуха. Я, совсем юный командир, тогда работал как раз на Ми-24, — рассказывает Алексей. — Мы даже и подумать не могли, что найдем их. Впрочем, не ждали нас и погонщики...

Скорее всего, нашим повезло, потому что вылетели в этот день действительно рано и застали караван как раз на подступах к кишлаку.

— Только потом мы узнали, что это был самый большой караван за всю историю Афганской войны — 250 вьючных животных и около 300 погонщиков. А тогда времени на размышление не было... Первые минут 40 боя обратный огонь был очень мощный — вертолет прострелили как решето. Была мысль улететь за подмогой, но наши спецназовцы находились на земле, поэтому их нельзя было оставлять без огневой поддержки. Верблюдов погонщики уложили в защитную цепь, стрелять приходилось прямо по животным. Конечно, убивать их не хотелось, но у нас стоял выбор: либо упустить вьючное, нагруженное ПЗРК (переносной зенитный комплекс), а потом через пару недель хоронить какого-нибудь сбитого пилота, либо уничтожать...

После боя обнаружилось столько оружия, что пришлось вызывать еще пару Ми-8, да и то справились кое-как только за шесть рейсов. Один вертолет даже чуть не упал, не долетев до полосы посадки, так был загружен. Но, к счастью, обошлось без жертв.

Этот день он до сих пор вспоминает как один из сложнейших за всю войну. За эту операцию он получил орден Красной Звезды.

Новости партнеров