Понедельник, 22 июля 2024, 22:19
Облачно С Прояснениями 19°
Цитата дня
— В ТиНАО активно реализуется политика сбалансированной застройки территорий. В приоритете для нас — улучшение логистики и создание новых рабочих мест. Предполагается, что после открытия складского комплекса здесь смогут трудоустроиться около 400 человек. Площадь застройки составила примерно 1,5 тысячи квадратных метров
— В ТиНАО активно реализуется политика сбалансированной застройки территорий. В приоритете для нас — улучшение логистики и создание новых рабочих мест. Предполагается, что после открытия складского комплекса здесь смогут трудоустроиться около 400 человек. Площадь застройки составила примерно 1,5 тысячи квадратных метров
Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов

Опросы

Ежегодно 26 июля отмечается День парашютиста. Знаете ли вы, сколько прыжков из самолета Ан-2 выполнили представители Центра «Лидер» из Мосрентгена с высоты 600 метров?

Загрузка ... Загрузка ...

Одно небо на двоих

2 июля 2021 года. Марушкинское. Валентин и Елена Разумовы в саду у своего дома. В свободное время Елена Владимировна очень любит ухаживать за цветами. Фото: Владимир Смоляков, «Вечерняя Москва»

Всемирный день бортпроводника гражданской авиации отмечают 12 июля. В преддверии этой даты «НО» познакомились с Еленой Разумовой из поселения Марушкинское, которая проработала бортпроводником почти 40 лет. Небо подарило ей и мужа, и любимую работу. Хотя иногда испытывало на прочность.

В 235-й летный отряд Елена попала в начале 80-х. На тот момент ее будущий муж, Валентин Разумов, уже 15 лет работал штурманом воздушного судна. О полетах он мечтал еще со школы. И даже в авиационное училище пытался поступить в седьмом классе, чтобы поскорее оказаться в небе. Вот только правилам учебного заведения это противоречило, так что юнца развернули и посоветовали вернуться после окончания школы.

Елена же полетами не грезила. С детства представляла, как стоит у классной доски. Пишет планы уроков по математике, ставит оценки. Но в один момент мечта резко сменила направление.

— Пока к нам в гости не приехал мой двоюродный брат, который работал на ремонтном самолетном заводе, правда военном, — вспоминает Елена Разумова. Тот так рассказывал о самолетах, что девушка вдруг осознала: «земные» профессии — не для нее.

 

Ягоды для новенькой

Будущие супруги познакомились в рейсе, следовавшем в Симферополь. Штурману понравилась новенькая. Скромная, симпатичная… Проявлять знаки внимания Валентин Васильевич начал сразу же, как только самолет приземлился в южном городе.

 — Я сходил на рынок и купил черешни, — вспоминает он. — А когда принес на кухню экипажа, просто поставил на стол. И для кого она, никому не сказал… А экипаж, пока гадал, кому адресован вкусный комплимент, черешню съел. И только по прилете в Москву Елена с удивлением поняла: это было для нее.

— Все потому, что Валя, которого я тогда называла Валентином Васильевичем, из-за разницы в возрасте в 20 лет, предложил подвезти меня до дома. Нам было по пути, — вспоминает Елена Разумова. С тех пор штурман и бортпроводник больше не расставались. Елена Владимировна и Валентин Васильевич проработали в авиации 80 лет на двоих.

 

Пять метров до земли

Перелеты, командировки, разные страны… Супруги рассказывают о своей работе так, будто нет ничего лучше неба и полетов. Впрочем, для них это действительно так. Хотя иногда небо и устраивало им те еще встряски.

— Это было в Дели, — вспоминает Разумов. — Экипаж попал в тяжелейшие условия. Гроза. И самолет идет прямо за ней… Точно такая же ситуация произошла за месяц до этого в том же аэропорту. Ил-76 разбился во время приземления. И нам оставалось пять метров до приземления… И вдруг ветер сносит наш самолет — 180 тонн — с посадочной полосы! Летчикам пришлось садиться, включив режим взлета. Чудом выжили!

 

Посадка на ощупь

А Елена Разумова никогда не забудет рейс «Москва — Полярный», который едва не стоил жизни всему экипажу и 72 пассажирам на борту.

…До Москвы оставалось не больше трех часов, как вдруг Елена Разумова обратила внимание на табло, которое внезапно начало гаснуть. Позже она узнает, что один из аккумуляторов закипел и вышел из строя, оставив весь самолет без электричества. А пока только чувствовала: что-то не то.

Тем временем в кабине пилота раздавались крики. Летчики передавали диспетчерам, что терпят бедствие, пытались связаться с землей. Но их уже никто не слышал. Приборы без электричества не работали. Только двигатель, топлива в котором оставалось ровно на 30 минут.

— Лен, мы не понимаем, что произошло. Надо снизиться и найти площадку, где мы можем приземлиться, — услышала Елена Разумова и поняла: нужно готовить пассажиров к аварийной посадке. Но куда? И как снизиться, пройти зону облачности без специальных приборов?

— Нужно отдать должное пилоту. Он попросил налить воды в пластиковый стаканчик и стал снижаться, ориентируясь на уровень воды, — вспоминает Елена Владимировна.

Экипаж готовился ко всему. В лучшем случае — сесть на воду, в худшем...

— Но на наше счастье пилот увидел заброшенный аэродром. Туда почти никто не прилетал. Разве что раз-два в год самолеты МЧС. И взлетная полоса была явно не для нашего самолета. Но выхода не было, — говорит Разумова.

Нет, она не оцепенела от ужаса. На личные эмоции времени не оставалось. Важно было не допустить паники на борту.

— Мы не знали, что будет, когда мы приземлимся. И по технике безопасности у нас было 90 секунд эвакуировать всех, — вспоминает бортпроводник.

 

«Не знаем, где мы, но все живы»

Валентин Разумов вспоминает, как проснулся в Москве от звонка жены: «Валя, мы не знаем, где находимся, но мы живы», — выдохнула в трубку супруга.

— Переживать я не стал. Раз все уже произошло и все живы. Позвонил в МЧС, которые уже ехали на место, — рассказывает Валентин Васильевич.

К счастью, все это — единичные случаи. За 38 лет работы бортпроводник столкнулась с таким лишь однажды. А за проявленное мужество получила орден из рук президента.

— Для примера: автомобильные аварии случаются каждый день, в тысячи раз чаще, чем авиакатастрофы, — рассуждает Елена Разумова. — Главное — слушайте бортпроводников. Они просто так ничего не говорят.

Новости партнеров