Понедельник, 23 декабря 2024, 13:40
Пасмурно -1°

Опросы

Какие у Вас планы на новогодние праздники?

Загрузка ... Загрузка ...
Цитата дня
—  Специалисты комитета выдали необходимую разрешительную документацию на ввод трех домов в составе жилого комплекса в районе Щербинка, теперь застройщик может начинать процесс передачи ключей собственникам квартир. Общая площадь каждой новостройки составляет 45,8 тыс. кв. м, суммарно в них расположено 679 квартир различных планировок.
— Специалисты комитета выдали необходимую разрешительную документацию на ввод трех домов в составе жилого комплекса в районе Щербинка, теперь застройщик может начинать процесс передачи ключей собственникам квартир. Общая площадь каждой новостройки составляет 45,8 тыс. кв. м, суммарно в них расположено 679 квартир различных планировок.
Председатель Мосгосстройнадзора Антон Слободчиков.

Одно небо на двоих

2 июля 2021 года. Марушкинское. Валентин и Елена Разумовы в саду у своего дома. В свободное время Елена Владимировна очень любит ухаживать за цветами. Фото: Владимир Смоляков, «Вечерняя Москва»

Всемирный день бортпроводника гражданской авиации отмечают 12 июля. В преддверии этой даты «НО» познакомились с Еленой Разумовой из поселения Марушкинское, которая проработала бортпроводником почти 40 лет. Небо подарило ей и мужа, и любимую работу. Хотя иногда испытывало на прочность.

В 235-й летный отряд Елена попала в начале 80-х. На тот момент ее будущий муж, Валентин Разумов, уже 15 лет работал штурманом воздушного судна. О полетах он мечтал еще со школы. И даже в авиационное училище пытался поступить в седьмом классе, чтобы поскорее оказаться в небе. Вот только правилам учебного заведения это противоречило, так что юнца развернули и посоветовали вернуться после окончания школы.

Елена же полетами не грезила. С детства представляла, как стоит у классной доски. Пишет планы уроков по математике, ставит оценки. Но в один момент мечта резко сменила направление.

— Пока к нам в гости не приехал мой двоюродный брат, который работал на ремонтном самолетном заводе, правда военном, — вспоминает Елена Разумова. Тот так рассказывал о самолетах, что девушка вдруг осознала: «земные» профессии — не для нее.

 

Ягоды для новенькой

Будущие супруги познакомились в рейсе, следовавшем в Симферополь. Штурману понравилась новенькая. Скромная, симпатичная… Проявлять знаки внимания Валентин Васильевич начал сразу же, как только самолет приземлился в южном городе.

 — Я сходил на рынок и купил черешни, — вспоминает он. — А когда принес на кухню экипажа, просто поставил на стол. И для кого она, никому не сказал… А экипаж, пока гадал, кому адресован вкусный комплимент, черешню съел. И только по прилете в Москву Елена с удивлением поняла: это было для нее.

— Все потому, что Валя, которого я тогда называла Валентином Васильевичем, из-за разницы в возрасте в 20 лет, предложил подвезти меня до дома. Нам было по пути, — вспоминает Елена Разумова. С тех пор штурман и бортпроводник больше не расставались. Елена Владимировна и Валентин Васильевич проработали в авиации 80 лет на двоих.

 

Пять метров до земли

Перелеты, командировки, разные страны… Супруги рассказывают о своей работе так, будто нет ничего лучше неба и полетов. Впрочем, для них это действительно так. Хотя иногда небо и устраивало им те еще встряски.

— Это было в Дели, — вспоминает Разумов. — Экипаж попал в тяжелейшие условия. Гроза. И самолет идет прямо за ней… Точно такая же ситуация произошла за месяц до этого в том же аэропорту. Ил-76 разбился во время приземления. И нам оставалось пять метров до приземления… И вдруг ветер сносит наш самолет — 180 тонн — с посадочной полосы! Летчикам пришлось садиться, включив режим взлета. Чудом выжили!

 

Посадка на ощупь

А Елена Разумова никогда не забудет рейс «Москва — Полярный», который едва не стоил жизни всему экипажу и 72 пассажирам на борту.

…До Москвы оставалось не больше трех часов, как вдруг Елена Разумова обратила внимание на табло, которое внезапно начало гаснуть. Позже она узнает, что один из аккумуляторов закипел и вышел из строя, оставив весь самолет без электричества. А пока только чувствовала: что-то не то.

Тем временем в кабине пилота раздавались крики. Летчики передавали диспетчерам, что терпят бедствие, пытались связаться с землей. Но их уже никто не слышал. Приборы без электричества не работали. Только двигатель, топлива в котором оставалось ровно на 30 минут.

— Лен, мы не понимаем, что произошло. Надо снизиться и найти площадку, где мы можем приземлиться, — услышала Елена Разумова и поняла: нужно готовить пассажиров к аварийной посадке. Но куда? И как снизиться, пройти зону облачности без специальных приборов?

— Нужно отдать должное пилоту. Он попросил налить воды в пластиковый стаканчик и стал снижаться, ориентируясь на уровень воды, — вспоминает Елена Владимировна.

Экипаж готовился ко всему. В лучшем случае — сесть на воду, в худшем...

— Но на наше счастье пилот увидел заброшенный аэродром. Туда почти никто не прилетал. Разве что раз-два в год самолеты МЧС. И взлетная полоса была явно не для нашего самолета. Но выхода не было, — говорит Разумова.

Нет, она не оцепенела от ужаса. На личные эмоции времени не оставалось. Важно было не допустить паники на борту.

— Мы не знали, что будет, когда мы приземлимся. И по технике безопасности у нас было 90 секунд эвакуировать всех, — вспоминает бортпроводник.

 

«Не знаем, где мы, но все живы»

Валентин Разумов вспоминает, как проснулся в Москве от звонка жены: «Валя, мы не знаем, где находимся, но мы живы», — выдохнула в трубку супруга.

— Переживать я не стал. Раз все уже произошло и все живы. Позвонил в МЧС, которые уже ехали на место, — рассказывает Валентин Васильевич.

К счастью, все это — единичные случаи. За 38 лет работы бортпроводник столкнулась с таким лишь однажды. А за проявленное мужество получила орден из рук президента.

— Для примера: автомобильные аварии случаются каждый день, в тысячи раз чаще, чем авиакатастрофы, — рассуждает Елена Разумова. — Главное — слушайте бортпроводников. Они просто так ничего не говорят.

Новости партнеров