Одна трасса свяжет все районы
Новая Москва, во многом благодаря активному строительству дорог, теряет амплуа труднодоступной окраины. В интервью «НО» председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская рассказала о столичных трендах дорожного строительства и крупных проектах в ТиНАО.
— Юлиана Владимировна, зачем в Москве строится так много дорог? Кто принимает решение о строительстве?
— Все проекты по развитию транспортной инфраструктуры, в том числе улично-дорожной сети, заложены в Генплане города Москвы. Разумеется, Генплан не догма, это живой документ, который может изменяться по мере того, как изменяется сама Москва. Но главные приоритеты остаются незыблемыми: улично-дорожная сеть должна обеспечивать горожанину возможность оптимального, комфортного перемещения, в том числе и за счет быстрых и удобных пересадок на другие виды транспорта. Еще одна важнейшая цель — обеспечить транспортную доступность так называемых точек притяжения в городе.
— Многим кажется, что в Москве слишком много дорог. Но так ли это, если сравнивать с другими мегаполисами мира?
— Напротив, для такого развивающегося и растущего города, как Москва, улично-дорожной сети недостаточно. На сегодняшний день в городе действует порядка шести тысяч километров дорог. Это очень мало, если сравнивать с мировыми столицами. Вот пример: плотность улично-дорожной сети у нас составляет порядка 5,5 километра на квадратный километр, в Лондоне — 9,3, в Токио — 10,6, в Нью-Йорке — 12,4. У нас нет другого выбора, кроме как поддерживать набранные темпы дорожного строительства. Иначе Москву ждет транспортный коллапс. Поверьте, это не только модный термин, которым оперируют журналисты. Коллапс — это реальный риск, избежать которого можно только разумным и эффективным дорожным строительством, перераспределением транспортных потоков, выстраиванием четкой логистики.
— Какие проекты в сфере дорожного строительства можно назвать самыми масштабными?
— Самые серьезные проекты — продолжение строительства участков хордовых направлений на территории старой Москвы и замыкание их в хордовое кольцо, а также формирование поперечных связей на территории ТиНАО, таких как Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе, Варшавское шоссе — Андреевское — Яковлево. На сегодняшний день у нас в разработке находятся порядка 60 подобных проектов — это около 100 километров новых дорог. Более половины из них надеемся утвердить до конца года. Наиболее интересные, на мой взгляд, проекты — путепровод через Октябрьскую железную дорогу в районе платформы Алабушево в Зеленограде, пешеходный переход через Алтуфьевское шоссе, улично-дорожная сеть в Коммунарке (улица Фитаревская, улица Бачуринская).
— Как ввод в эксплуатацию хорд отразится на дорожно-транспортной ситуации?
— Северо-Восточная хорда создаст дополнительную связь в северном, северо-восточном и в восточном секторах Москвы, которые на сегодняшний день являются наиболее загруженными в городе. Уменьшится время в пути, а количество пробок и заторов сократится на 20 процентов. Хорда разгрузит целый ряд направлений: Алтуфьевское шоссе, Дмитровское, Щелковское, Открытое и шоссе Энтузиастов, проспект Мира и ряд других магистралей, включая 40-километровый участок МКАД. Другой пример преимущества — соединение Юго-Восточной хорды с трассой Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе. Это обеспечит дополнительную связь между старой и Новой Москвой, позволит жителям ТиНАО попадать в старую Москву, не выезжая на МКАД. И подобных примеров много.
— Жители Новой Москвы ждут дорогу Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе. Какие участки прорабатываются?
— Действительно, эта магистральная улица очень важна для ТиНАО: она обеспечит связь всех районов между собой и со старой Москвой — можно будет проехать напрямую из Бутова в Коммунарку. Все проекты планировки, градостроительная документация по трассе готовы и утверждены, построены участки от Киевского до Калужского шоссе, а также от Калужского до Коммунарки. Теперь предстоит продлить магистраль до Бутова. Сейчас ведется подготовка проектной документации на данный участок. В разработке находится и проектная документация последнего отрезка от Киевского шоссе до Боровского, им занимаются в Департаменте строительства Москвы. Полагаю, что в течение трех лет дорога полностью будет сдана в эксплуатацию.
— Что еще сегодня делается в ТиНАО для развития улично-дорожной сети?
— Вся территория Новой Москвы в работе у проектировщиков и строителей. Есть понимание структуры улично-дорожной сети. Многие проекты планировки уже утверждены, как, например, по магистральной улице Варшавское шоссе — деревня Андреевское — деревня Яковлево. Помимо уже упомянутой магистрали Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе, обеспечивающей поперечные связи в ТиНАО, важнейшим проектом будет магистраль МКАД — Коммунарка — Остафьево, которая возьмет на себя уже продольные связи.
СПРАВКА
Юлиана Княжевская окончила Московскую государственную юридическую академию. С 1993 по 2003 год работала в судах, затем занимала должность юрисконсульта в ГУП «УПСП Москомархитектуры». В октябре 2012 года заняла должность зампредседателя Москомархитектуры, а через два года — первого заместителя председателя, после чего, в апреле 2014 года, распоряжением мэра Москвы назначена председателем ведомства.